За хвост и в кадр!

Компании “Мосфильм-КИНОлогия” исполнилось10 лет

1 июля 2005 в 00:00, просмотров: 344

Карьера Виктора Зуйкова начиналась с подготовки легавых собак в военно-охотничьем обществе. Его тогда в шутку называли замминистра обороны по собачьим делам. С той поры много воды утекло. Сегодня у Зуйкова другая специальность — режиссер по работе с животными в кино. Сегодня его компания “Мосфильм-КИНОлогия” отмечает 10-летний юбилей.


Под руководством Зуйкова “наши братья меньшие” трудились в таких проектах, как “Сибирский цирюльник” Никиты Михалкова, “День полнолуния” Карена Шахназарова, “Звезда” Николая Лебедева, “В созвездии Быка” Петра Тодоровского, “Что сказал покойник” Игоря Масленникова, “Граница. Таежный роман” Александра Митты, “По ту сторону волков” Владимира Хотиненко, “Участок” Александра Баранова.

— Чем известнее режиссер, тем меньше он лезет в твою работу, — говорит Зуйков. — С Михалковым, Масленниковым или Шахназаровым работалось очень комфортно. Они не стесняются подойти спросить, как и что лучше делать. Молодые же режиссеры иной раз действуют решительно и беспардонно, что называется, “за хвост и в кадр”...

Считается, что самые востребованные в кино — собаки. Но это только так считается.

— Достанем кого угодно! — смеется Зуйков. — От таракана до слона! Последний, например, участвовал в фильме “Олигарх” Павла Лунгина в сцене, когда у героя Машкова день рождения, и ему дарят настоящего слона. С тараканом работать не приходилось, думаю, нам это еще только предстоит, а вот клеща по кличке Арнольд для сериала “Тайга” раздобыли. Картину снимали в Адыгейском заповеднике осенью, когда клещи впадают в спячку. Словом, найти этого подлого жучка невозможно. А по сюжету фильма клещ ну просто необходим! Художник-постановщик предложил его нарисовать. Вдруг меня осенило. Отпустил свою собаку пробежаться по заповеднику. Обратно она вернулась уже с клещом, он у нее на шее засел. Мы его тут же с героической собаки сняли и в баночку посадили. Назвали Арнольдом. Жук сонный был, но “отработал” как надо.

Мало кто знает, что работа режиссера по животным начинается с прочтения сценария. Вот, например, сценарий к сериалу “Тайга” писали два молодых автора, которые о животных кое-что не знали. Поскольку проектом занимались серьезные люди, то и требовали они максимальной достоверности. Пригласили Зуйкова, который внес в проект свои коррективы. Перепелов, изображенных в сценарии, не могло быть в лесу, это полевые птицы, их пришлось заменить на тетеревов, которых сыграли самки фазанов. Зайцев играли кролики, а волка — собака с “волчьей внешностью”. Бурундука, зверя редкого, заменили на куницу. Всех зверей везли с собой на съемки, даже медведя, поскольку не всегда нужного четвероногого артиста можно найти в лесу. А встретишь, так еще пойди попробуй “договорись”! Или, например, в сценарии была сцена, когда ночью к костру вышла косуля и напугала героя. Такого не может быть, косули по ночам спят и уж тем более к костру не подойдут. Вообще огня боятся все дикие животные, даже тигры. Зуйков придумал, что героя испугал крик сидевшего на ветке совенка. Пернатый подопечный Зуйкова по имени Прошка легко справился с этой ролью.

Главное, что удалось, — это заработать доверие к профессионализму в глазах режиссеров и продюсеров. Ведь специалистов по животным зачастую любят поучать. А вот у Зуйкова авторитет непререкаемый, к нему внимательно прислушиваются.

А непрофессионалы, обычные хозяева животных, — могут где угодно напортачить, даже мобильник иной раз выключить забудут во время съемок. Однажды на сериале “Умножающий печаль” произошла крупная неприятность. Работали над сложнейшей сценой — собака в прыжке разбивает окно, стекло которого сделали из сахара. Стекло такое изготовили всего в двух экземплярах. Во время первого дубля хозяйка собаки встала не там где надо и попала в кадр, тем самым запоров дубль. Второй дубль получился менее удачным. Собаке повторить уже сделанное сложнее, чем человеку. Да и стекло, даже сахарное, пробивать собственной головой неприятно.

У “Мосфильм-КИНОлогии” есть и конкуренты, которые отпочковались от компании в последние годы. Но Зуйков не слишком переживает на сей счет:

— Значит, хорошо работаем, что отделяются не откуда-то, а от нас. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. А планов у нас, как всегда, много.

Например, подготовить площадку “Дог-шоу” на празднике “МК” в Лужниках, провести Третий международный фестиваль фильмов с животными-киногероями “Золотой клык” и “запуститься” с собственным фильмом-сказкой для детей. Одним словом, в ближайшие десять лет Виктору будет чем заняться.




Партнеры