Абонент временно арестован

Террористов, подорвавших поезд Грозный—Москва, выдал мобильник

В минувшую пятницу Мещанский суд Москвы арестовал двух подозреваемых в подрыве пассажирского поезда Грозный—Москва на 152-м км Павелецкой железной дороги 12 июня 2005 года, в День России. Как и предполагал “МК” (см. номер от 14 июня), к этой диверсии оказались причастны русские националисты. Имена арестованных — Владимир Власов и Михаил Клевачев. Одному 49, другому 47 лет. Оба члены леворадикальной националистической партии “Русское национальное единство” (РНЕ). По информации “МК”, диверсанты могут избежать серьезного уголовного наказания по причине невменяемости.

Мобильник — враг диверсанта. На Владимира Власова вышли благодаря его телефону. Вот что рассказал мне один из сотрудников Мособлпрокуратуры:

— Власова вычислили фейсы (сотрудники ФСБ. — В.Р.) по звонку с мобильного телефона. По сути очень простой способ, хотя и кропотливый. Делается это так. Сотрудник ФСБ по официальной договоренности с операторами мобильной связи делает контрольный звонок с территории, где предположительно могли находиться террористы во время совершения диверсии. Таким образом выясняется, какие телефонные станции при этом задействуются. Дальше — рутина. Фейсы получают от операторов распечатку всех телефонных звонков, сделанных с мобильных телефонов утром 12 июня в районе станции Узуново. Это тысячи звонков, может, десятки тысяч, а может быть, с учетом раннего времени и выходного дня, и гораздо меньше. В распечатке — только время звонка и номер. И вот специалисты начинают анализировать эту информацию. Сначала сводят вместе все повторные звонки, потом запрашивают у оператора владельцев номеров. Проверяют их на судимости, на принадлежность к экстремистским организациям, по месту работы. У Власова оказалась привязка к местности. Он имеет дачу в этом районе. Уж не знаю, сколько опера адресов проверили, но на Власова вышли достаточно быстро спустя пару недель после теракта. Обыскали дачу, нашли аммиачную селитру, алюминиевую пудру, огнепроводный шнур. До смешного доходило: изъяли паяльник и два старых сопротивления. Говорят, что литературу изъяли экстремистскую, но я сам ничего такого не видел. Власова задержали, и он практически сразу написал “чистуху” (чистосердечное признание. — В.Р.) и сдал своего подельника Клевачева. Дело раскрыто.

Владимиру Власову 49 лет, он сотрудник ФГУП “ВПК-Инвест”. Михаилу Клевачеву — 47, работает во Всероссийском НИИ имени А.А.Бочвара — головной организации Федерального агентства по атомной энергии, проблемам материаловедения и технологий. Бомба была изготовлена из тротила, выплавленного из неразорвавшихся снарядов времен Великой Отечественной войны. В ней был установлен промышленный электродетонатор. Несмотря на очевидность версии о русских террористах, которую выдвинул “МК” сразу после взрыва, оперативники по привычке все-таки искали в этом деле чеченский след. Мотив предполагался такой: чеченские террористы взорвали своих соплеменников, чтобы те не ездили во вражескую Москву.

— Следователь, когда увидел подозреваемых, просто охренел, — продолжает мой собеседник. — Он чеченов ждал, а тут два русских придурка. Допросил их. Да они ж, говорит, за нас. Они ж “зверей” (кавказцев. — В.Р.) собирались взорвать. Они же просто хотели, чтобы “чехи” (чеченцы. — В.Р.) по русской земле не ездили. Когда им сказали, что этим поездом и наши военнослужащие ездят, они очень расстроились и даже вроде раскаялись. Мы, говорят, не знали.

Насколько можно судить по разговорам с людьми, имеющими отношение к этому делу, Власов и Клевачев вызывают своеобразную симпатию у сотрудников правоохранительных органов.

— Знаешь, как мой дедушка в партизанском отряде поезда немецкие под откос пускал, когда у него взрывчатки не было? — поделился со мной один из правоохранителей. — Скручивали по рельсу с каждой стороны и клали их рядом, параллельно путям, сантиметрах в десяти от полотна, сразу и не заметишь. А рельсы за километр от этого разрыва мазали обычным салом. Машинист если и замечал разрыв, затормозить уже не мог, паровоз кувыркался под откос и тащил за собой все вагоны. А эти, даже имея взрывчатку, никакого эффекта не добились. И сами попались. По-дурацки действовали. Им уже назначили судебно-медицинскую экспертизу.

Напомним, что шесть вагонов поезда Москва—Грозный все-таки сошли с рельсов, и жертв среди пассажиров не оказалось только по счастливой случайности.

“КАША В ГОЛОВЕ У ЧЕЛОВЕКА”

Один из предполагаемых террористов, Михаил Клевачев, прописан в третьем подъезде дома на улице Житная, в двух шагах от здания МВД.

Квартира Клевачева опечатана. Если верить казенному белому листу, приклеенному на дверь, — “опечатана 30.06.2005 в 21.00…”.

Вот что рассказал нам молодой человек, один из соседей Михаила.

— Этот Клевачев жил здесь столько, сколько я себя помню. В двухкомнатной квартире. Он был очень странный. Говорили, что у этого Клевачева есть даже справка из психушки. Он нелюдимый какой-то. Бывало, столкнешься с ним на лестнице, он чего-то буркнет, а потом идет и бубнит себе под нос. Явно что-то в твой адрес…

По словам юноши, вся семья Клевачева — две дворовые собаки, рыжая и черная. Кстати, эти четвероногие друзья Михаила доставляли соседям немало неприятностей — хозяин возвращался домой поздно, а собаки лаяли как бешеные.

Одевался Клевачев неопрятно. Сосед помнит его по одной-единственной черной рубашке и темным брюкам.

— К нему одна женщина ходила, — рассказывает молодой человек, — на вид ей лет сорок, белые до плеч волосы. Полненькая такая. Да он и сам не красавец. На голове залысины. Правда, высокий — сантиметров 180 будет. А однажды Клевачев разговорился с моей бабушкой. И начал ей впаривать невероятную теорию. Дело в том, что пол в нашем подъезде выложен плитками в виде звездочек. Так он ей доказывал, что эти звезды — символ мира. И что этот дом строили еще коммунисты, и они специально хотели, чтобы по этим символам топтались грязными сапогами.

“Словом, каша в голове у человека”, — подытожили жильцы. Увы, как раз из такой “каши”, как правило, и получается самая взрывоопасная смесь.

ЧЕМ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТСЯ РНЕ?

В сентябре 2000 года Русское национальное единство (РНЕ), регистрация которого была отменена в Москве в апреле 1999 года, фактически прекратило существование, расколовшись на три самостоятельные группы.

Члены РНЕ в последнее время участвовали в ряде “несиловых” акций. В частности, присутствовали на суде по делу о скандально известной выставке “Осторожно, религия!”, поддерживали майора угрозыска Валерия Блохина, арестованного по обвинению в покушении на прокурора подмосковного Долгопрудного. Ранее Блохин баллотировался в городскую Думу при поддержке РНЕ. Кстати, в пятницу Блохин был оправдан судом присяжных.

В сентябре 2004 года в Великом Новгороде судили трех членов РНЕ, обвиняемых в экстремизме. Им инкриминировалось распространение националистических листовок и расписывание стен шовинистическими лозунгами.

В октябре 2004 года в Воронеже были осуждены три обвиняемых в убийстве студента из Гвинеи-Бисау, двое из которых — Евгений Шишлов и Роман Леденев — состояли в РНЕ.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру