Комета поджала хвост

НАСА разглядело два ядра вместо одного

— Дамы и господа, мы настигли комету! — ликовали в лаборатории НАСА в городе Пасадина (Калифорния). Зонд, выпущенный космическим аппаратом Deep Impact накануне, врезался в комету Tempel-1 4 июля в 9.52 утра по Москве. На Землю были переданы уникальные снимки ее ядра.

“МК” позвонил в лабораторию НАСА в Пасадине практически сразу после “события”. На том конце провода, несмотря на позднее время, слышались крики и смех. Трубку снял старший исследователь доктор Рэнди Уэссен, которому явно было не до журналистов, но на радостях он согласился ответить на наши вопросы.

— Доктор Уэссен, во-первых, поздравляю вас с Днем независимости США.

— Спасибо, сегодня великий день.

— То есть миссия выполнена?

— Безусловно. Корабль Deep Impact приблизился к комете на максимально близкое расстояние, а зонд успел передать очень подробные снимки за 3 секунды до столкновения и взрыва. Сейчас фотографии находятся на стадии обработки, но нам уже удалось увидеть четкую картину столкновения и самого взрыва. После уничтожения зонда корабль Deep Impact на протяжении 13 минут производил съемку образовавшегося кратера, что даст нам более четкое представление о том, как устроено ядро кометы. Мы получали порции снимков со средней задержкой сигнала в 7,5 минуты.

— Можно несколько слов об уже уничтоженном зонде: какой “умной” аппаратурой он был напичкан?

— Зонд весил 370 кг и был оснащен сверхчувствительным фотоаппаратом, а также системой управления и звездной навигации. В его программу были заложены три возможных варианта маневра перед столкновением. Это было задумано с той целью, чтобы зонд врезался в наиболее удобное для исследования место в самое подходящее время. Для этого он был оснащен небольшим двигателем и 8 кг топлива.

— Были ли какие-то неполадки незадолго до или после столкновения с кометой?

— Все прошло просто идеально. Комета вела себя “хорошо”, то есть осколки при взрыве не разлетелись на большое расстояние и не повредили корабль, подлетевший очень близко. Единственное, что нас удивило, так это форма ядра: вместо одного светлого пятна мы увидели два, а зонд врезался аккурат между ними. Как только стал виден кратер, Deep Impact при помощи инфракрасного спектрометра произвел анализ спектра ядра.

— А мог ли зонд при неудачном столкновении расколоть комету или повредить ее в месте, выбранном для исследования?

— Это приблизительно то же самое, как если бы комар укусил “Боинг-747”. Никакого вреда для космического тела наш эксперимент не нанес.

— На какое расстояние корабль смог приблизиться к комете?

— Корабль смог подобраться к космическому телу на целых 500 км — по космическим меркам это почти “в упор”. Комета сейчас находится на расстоянии 132 миллиона км от Земли.

— Будет ли НАСА продолжать подобные исследования в дальнейшем?

— Эксперимент по “обстрелу” кометы — лишь часть большой программы. В следующем году мы запустим зонд на Плутон, будем исследовать астероиды. Сейчас на пути к Меркурию движется корабль Messenger, который познакомит нас с этой загадочной планетой уже в следующем году.


Алексей АНИЩУК.


Российские ученые оценивают этот проект американцев как эпохальный прорыв в области космических исследований. Такое случилось впервые — люди дотронулись до кометы. Раньше были только пролеты, начиная с пролета около кометы Галлея в 1986 году.

“МК” связался с экспертом в области космических наук, редактором журнала “Новости космонавтики” Анатолием КОПИКОМ:

— Эти исследования нужны, чтобы четко понять, как рождалась материя, развивалась эволюция. Как рождались объекты во Вселенной и в нашей солнечной системе. Фактически комета — это материал в исходном своем виде, каким он был несколько миллиардов лет назад и на Земле.

— Какое это может иметь прикладное значение?

— Например, астероидная безопасность. Когда известна структура таких объектов, которые летают в космосе, их состав, то при приближении огромной глыбы к Земле будет понятно, как возможно с ней бороться.

— А что, есть такая опасность?

— Последнее время эта тема муссируется, и на Землю периодически падают крупные объекты. Поэтому и хотят, чтобы, когда к нашей планете будет подлетать такой объект — в несколько сот метров, — можно было как-то на него воздействовать. Разрушить или отвести от точки встречи. Для этого надо знать его свойства: рыхлый он или мягкий, и если его разрушать, то с какой точки, какой силы для этого нужен заряд... Это — сюжет многих фантастических фильмов.

— А почему мы в этом не участвуем?

— У американцев сложилась внутренняя кооперация. Все фирмы, участвующие в проекте, проходят через жесткие конкурсные отборы. И если их собственные организации способны создать какой-то прибор или целиком выполнить миссию, то другие страны к этому не привлекают.

— Значит, и результатами эксперимента они будут пользоваться тоже только самостоятельно?

— Нет. Они практически все сразу обнародуют. Даже сырые данные. Эксперимент транслируется в прямом эфире. И как только они проанализируют спектры излучений, то и эти результаты сразу опубликуют.

— А нам самим такое слабо сделать? Есть у нас аналогичные проекты?

— Да, есть. Это проект “Фобос-грунт” — посадка космического аппарата на поверхность спутника Марса — Фобоса. Это такой объект неправильной формы, как картошка. И его происхождение науке непонятно. Некоторые думают, что это астероид, захваченный гравитацией Марса. Определить его состав и свойства было бы очень интересно. Поэтому хотят отправить на его поверхность аппарат, который сядет и затем доставит на Землю обратно его частицы. Этот проект обойдется примерно в 50 млн. долларов. В нем есть какие-то зарубежные приборы, но сам аппарат делается в России на НПО им. Лавочкина. Данные этого проекта тоже будут доступны всем странам.

— Есть опасность, что после того, как в комету врезался аппарат, она поменяет траекторию движения и начнутся космические неприятности?

— Нет. Эта болванка вызывает слишком незначительное возмущение объекта. Скорость самой кометы при столкновении изменится примерно на одну десятитысячную миллиметра в секунду. Это очень мало.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру