Испытание “железного коня”

На дороге путешественников поджидают таможенники и экологи

8 июля 2005 в 00:00, просмотров: 212

Поехать в Крым на своем автомобиле мы мечтали давно. Плюсы путешествия на “собственных четырех” колесах сомнений не вызывали: не надо стоять в очереди за билетами, не надо договариваться из Москвы со знакомыми знакомых о комнатке в Евпатории — можно выбрать любой понравившийся уголок побережья и обосноваться там. Минусов было гораздо меньше, а именно всего три: таможня, украинские гаишники и бензозаправки. Об этих “сциллах” и “харибдах” среди автолюбителей ходили истории одна страшнее другой. Мы сосредоточились на этих трех пунктах, попытавшись заранее изучить все подводные камни.

Не верь, не бойся, не давай

Для начала выяснили, что нужно российскому автовладельцу, чтобы беспрепятственно пересечь границу с Украиной, и что можно везти с собой.

Итак: въезд в Украину любого автомобиля (в том числе если это компактный “Хендай Гетс”), с условием последующего возвращения, не облагается никакими ввозными пошлинами на “железного коня”. Но с этого года требуется приобрести украинский полис ОСАГО, даже если у вас уже есть российский. Как пояснил “МК” начальник отдела профилактической работы департамента ГАИ МВД Украины Геннадий Гребнев, въезд иностранцев в Украину без полиса ОСАГО запрещен. Не важно, откуда водитель, — из Польши, из Грузии или из России. Полис можно приобрести прямо на границе. Информацию о том, что удовольствие это будет стоить чуть ли не 100 долларов, опровергли. Автотуристы в основном едут в Крым на 2—3 недели, реже на месяц. Так что стоить это будет примерно от 360 до 600 рублей. Кроме того, на таможне нужно предъявить или “внутренний” паспорт гражданина РФ, или загранпаспорт, права и документы на машину. Если едете по доверенности, то она должна быть “генеральной” — нотариально оформленной. Туристам помимо необходимого личного запаса съестного, горячительного (не более литра крепких напитков и не более 2 л вина), 10 л пива и 2 блоков табачных изделий разрешается ввоз 10 литров бензина.

Денежные суммы, разрешенные к ввозу, — те же, что и год назад: $1000 — без внесения в таможенную декларацию, $10 тыс. наличными либо $50 тыс. в дорожных чеках — с указанием в оной.

На практике российского туриста, даже при выполнении всех вышеперечисленных правил, могут поджидать всякие неожиданности. Проверено на собственном опыте…

К погранпункту Гоптивка мы подъехали в 6 утра — специально заночевали в полях Белгородчины, чтобы “прорваться” спозаранку без очередей. Машин и впрямь было немного. Наш кордон миновали без проблем за считанные минуты. А вот у погранпоста сопредельной Украины уже образовался маленький затор. Причина стала понятна, когда мы заглянули в окошко, чтобы получить для заполнения миграционные карты. “А наклейка с надписью “RUS” у вас есть?” — поинтересовался жизнерадостный пограничник. Ни про какие наклейки ни в каких правилах пересечения границы не сказано, но без нее вас с кордона не выпустят. Нам об этом сообщил друг, недавно совершивший автопробег Москва—Днепропетровск. Потому наклейка, приобретенная в автомагазине за 17 рублей, у нас была. И пограничник, поморщившись, выдал нам только миграционные карты. А вот у владельцев впереди стоявшей машины — не было. Поэтому им тут же предложили ее приобрести здесь же — за 30 долларов. Такой вот нехитрый бизнес.

У таможенников “бизнес” оказался еще интереснее. Изучив наши три чемодана, молодой таможенник с пристрастием принялся обследовать салон, заглядывая под сиденья и под коврики. И наконец — нашел! Из “бардачка” был извлечен ножик, которым мы в дороге резали хлеб и колбасу. Обычный ножик, продающийся в сувенирных палатках… Но если очень захотеть, то можно назвать это холодным оружием. Супруг тут же был приглашен в помещение таможни для оформления протокола. Я проследовала туда же для заполнения декларации. Пока я усердно вносила в декларацию все имеющиеся у нас электроприборы и мобильники, за спиной шел бурный диалог. Ножик было жалко, поэтому супруг доказывал, что инструмент для резки хлеба оружием быть не может. “Может”, — настаивал таможенник. Я-то давно махнула на нож рукой: ну подумаешь, будем хлеб ломать руками. И тут прозвучала фраза, смысла которой я сначала даже не поняла: “Машину на штрафстоянку до суда!” — отрезал молодец в таможенной форме.

Утро перестало быть солнечным. “На основании чего?!” — вмешалась я в переговоры. “На основании украинского закона!” — гаркнул таможенник в блаженном предчувствии барыша. Надо ли говорить, что даже при наличии настоящего холодного оружия оно просто изымается. И ни о какой штрафстоянке, а тем более суде речи быть не может. Украинский таможенный закон лежал у меня в сумке, так же, как и список телефонов местных служб собственной безопасности. Ясно было, что без этих “аргументов” в данном случае не обойтись. Поэтому, рявкнув: “Так! Сейчассс!” — я вылетела с таможни и бросилась к машине. Для начала была проведена “артподготовка”: в отключившийся мобильник я громко кричала: “Вы же говорили, что у вас с таможней все в порядке! Сами приезжайте и с ними разбирайтесь”. На ступеньках к беседе с интересом прислушивались сотрудники. Затем, схватив закон и журналистское удостоверение, помчалась обратно. Но там картина уже переменилась, как погода в мае: самоуверенный “следователь” превратился в стеснительного мальчишку, который встретил меня словами: “Елена Валентиновна, ну почему же вы не сказали, что вы журналист. Но ведь ножик же правда нарушение”. — “Это вы объясните своей службе безопасности!” — прозвучало ему в ответ. Когда загорелое лицо начинает бледнеть, выглядит это очень забавно. В результате пункт пропуска мы покинули на своей машине, недозаполненные таможенные декларации были взяты без слов, и даже ножик вернулся на свое место в бардачок.

А если бы я не была журналистом? Особо пугливые и легковерные автовладельцы в таких случаях оставляют на таможне немалую часть своих отпускных денег. Чтобы этого избежать, надо не полениться вступить в спор, потребовать показать вам пальцем якобы нарушенную статью закона. И иметь при себе работающий мобильный, по которому тут же, не сходя с места, можно задать вопросы “вышестоящей инстанции”.

Проверки на дорогах

Провожая нас с таможни, неудачливый “вымогатель” чистосердечно поведал нам об “опасностях”, которые поджидают автомобиль в пути. Так мы выяснили, что желающих тормознуть машину на трассе столько же, сколько цыган на Черемушкинском рынке, — это и “экологи”, которые опрыскивают машину “бактерицидным раствором” за энное количество гривен, и добровольные помощники ДАИ, норовящие проверить СО. И все они делают это абсолютно противозаконно. Право останавливать машину имеет только сотрудник дорожной инспекции. Отличительной чертой которого является синяя униформа с желтыми лампасами и круглая фуражка, похожая на головной убор французских полицейских. А жезл может быть только полосатым, и никаким другим (экологи используют разноцветные жезлы с кругляшком на конце).

Сами же сотрудники патрульно-постовой службы могут тормозить вас только за нарушение Правил дорожного движения. Причем по украинскому закону они не имеют права брать штраф на месте. А также не имеют права проверять СО на дороге: только на специальных станциях, имеющих сертификат. Самый распространенный вид нарушения — превышение скорости. По дороге мы углядели несколько хитростей, с помощью которых у ДАИ всегда есть возможность поймать вас с поличным.

Едешь по трассе, где разрешена скорость 80 км/ч, и тут знак — 40 км/ч. А через три метра за ним — дэпээсники с радаром. Редко кому удается так резко сбить скорость. Начиная с весны 2005-го ДАИ если и остановит машину, то автоинспектор обязан заносить каждый такой случай в специальный журнал и просить водителя обозначить в журнале точное время остановки, после чего расписаться (на случай, если водителю потом захочется оспорить постановление гаишника в суде). Некоторым участникам движения такой стиль кажется “европейским”. Можно заодно и поинтересоваться у инспектора состоянием трассы, особенностями погоды и тэ пэ.

Горючие слезы

В прошлом году, когда бензин в Украине стоил столько же, сколько в России, проблема была лишь одна — не нарваться на некачественное топливо. В качестве меры безопасности предлагалось одно правило: заправляться на бензозаправках известных российских фирм. Они старались не портить себе репутацию и заправлять бензином, по крайней мере совпадающим по октановому числу.

В этом году за качество никто не поручится: по общим оценкам, сейчас на бензозаправках в Украине сплошь “разбодяженный” бензин. Зато цена повысилась. А-95, стоимость которого регулируется государством, обходится в 2,95 гривны за литр (17,7 рубля). Прежде он стоил 2,05—2,1 гр. (12,3—12,6 рубля), зато А-98, на который “сдерживающие меры” не распространяются, сегодня на некоторых заправках стоит не меньше 4,8 гривны (28,8 рубля). Не исключена ситуация, что бензина на заправке может просто не оказаться. Поэтому не надо тянуть до “последней капли”. Увидел бензин — хорошо. А нет — езжайте поездом.


ЧТО ЕЩЕ НУЖНО ЗНАТЬ

При въезде в Крым взимается рекреационный сбор в размере 10 гривен с автомобиля и 5 гривен с каждого пассажира. Мы заплатили 25 гривен, что равняется 150 рублям.

При пересечении погранпункта выдается миграционная карта. Ее нужно сохранять до выезда из страны. Без нее не выпустят. Штамп о въезде в карте является отметкой о регистрации. Иных регистраций в течение 90 дней не требуется.

Телефон, по которому любой “обиженный” даишниками автотурист из России может нажаловаться МВД Украины, — (044)272-46-59. Телефон управления ДАИ в АР Крым: (0652)25-45-97.



Партнеры