Шок для двух континентов

Взорвали Лондон — вздрогнула Африка

Законы шоу правят миром. И это понимает не только премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Утром в четверг, второй день “восьмерки”, сразу стало ясно — по факту саммит сорван. Еще одна сила современного мира — исламские террористы — не могла не поучаствовать в этом благородном собрании. Они ведь тоже в своем роде имеют политический вес. Поэтому они не могли не бросить свои козыри на стол.

По московскому времени днем в четверг (по Гринвичу — на 3 часа раньше) местное ТВ впервые заявило: в Лондоне теракт, взорван двухэтажный автобус. Дальше сообщения полились рекой, зачастую противореча друг другу. Но когда объявили, что Блэр бросил гостей и срочно спецрейсом вылетел в Лондон, а королева сказала, что находится в “глубоком шоке”, стало очевидно: жертв много. ..

В Эдинбурге взрывы вообще не изменили жизнь города. Много туристов, в том числе школьников, расслабленно глазеют на достопримечательности. Пожалуй, единственное, что говорило о том, что происходит что-то необычное, — в районе гостиницы “Глениглс” под Эдинбургом, где живут главы делегаций, на несколько часов “накрылась” мобильная связь. Сети не выдержали перегрузки. В центре города во многих местах стояли колонны из нескольких полицейских микроавтобусов с вооруженными спецназовцами. Но пригодились они уже к вечеру, когда пришли ложные сообщения о бомбах, заложенных в самом сердце Эдинбурга. Тут полицейские колонны задвигались, город сразу наполнился воем полицейских сирен.

Я стал свидетелем одной из операций спецназа. Была перекрыта улица в центре, на которой якобы должен был состояться взрыв. Очень быстро, без давки и беготни, полицейские вывели за пределы оцепления работающих на улице. Если клерки как-то сразу растворились, то одетые в форму официантки ресторанов и продавщицы держались кучками, вместе. Они сели на ступеньках домов и дружно закурили. Прохожие и машины, подходившие и подъезжавшие к полицейской линии, без всяких слов, скандалов, излишнего любопытства тут же разворачивались по первому жесту женщины-констебля, которая в одиночку перекрывала вход на улочку. Никакой толпы, никаких “любопытных на пожаре”...

Больше всех от очередной вылазки “Аль-Каиды” пострадали африканцы. Еще перед “восьмеркой” англичане предложили масштабный план помощи Африке. Его стоимость составляла 50 млрд. долларов. Понимая, что просто так коллеги-президенты такие деньги не отдадут, Блэр заблаговременно подготовил огромные акции общественного давления. В частности, в среду в Эдинбурге прошел грандиозный рок-концерт, где 50 тыс. человек щелкало пальцами каждые 3 секунды (по статистике, именно каждые 3 секунды в Африке умирает ребенок). Знаменитые рокеры буквально требовали этих денег. И их требования постоянно повторяли в эфире. Также по телевизору бесконечно крутили фильмы и передачи про Африку. Каждому приехавшему в Глениглс журналисту вручали огромный цветной буклет — черные руки схватились за тонкий стебелек надежды. Этот буклет назывался официальным журналом саммита.

После взрывов эта пропагандистская волна хоть и не затихла совсем, но сразу перестала быть главной темой. Антиглобалисты свернули свои плакаты и добровольно разошлись по домам. Во-первых, на этой свадьбе не они женихи. А если говорить серьезно, то в мире снова проявился враг, который хочет уничтожить всю существующую цивилизацию. И премьеров, и анархистов. И, несмотря на ветер в голове, леваки не захотели смотреться “пятой колонной”. Да их бы и не поняли, поступи они по-другому. И тогда на следующую “восьмерку” можно уже не приезжать — ведь вся их сила в благосклонности телезрителей.

Лидеры же “восьмерки” в отсутствие хозяина занялись двусторонними встречами. Уехать раньше времени они не могут — это значит поддаться давлению террора. Но обсуждать какие-то вопросы, как будто ничего не случилось, — тоже невозможно. В пятницу Блэр должен был вернуться в “Глениглс”, и тогда пропущенные встречи должны были состояться в полном составе. Но если до этого предполагалось обсудить ситуацию на Ближнем Востоке и американскому президенту могло крепко достаться на орехи, то теперь Буш может не волноваться. Ему есть что ответить: он просто борется с выродками-террористами. Крайности снова помогают друг другу.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что по основному вопросу — помощи Африке и ограничению производства для сохранения климата — не удалось бы договориться и без взрывов. От предложенных англичанами конкретных многостраничных документов еще в среду остались общие короткие декларации: “участники приветствуют усилия стран по...”. 50 миллиардов — слишком большая сумма. И лидеры “G8” побоялись потерять ее впустую. Ведь предыдущая помощь ситуации в Африке не переломила.

А касательно климата американцы справедливо указали на то, что нет данных, будто закрытие производств приведет к остановке всемирного потепления и последующему похолоданию. Наша позиция была очень близка к американской. В США слишком много производств, а в России слишком мало, чтобы закрывать их без очевидной необходимости. Блэр и его страна оказались слишком передовыми для остального человечества. В итоге — провал. Но есть надежда, что в будущем году в Санкт-Петербурге все пройдет лучше. Во-первых, потому, что организовать работу хуже англичан просто невозможно. А во-вторых, чем-чем, а уж излишней прогрессивностью мы точно никого не напугаем.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру