Продавцы солнца

Пушкин подметил: любовь к путешествиям — “немногих добровольный крест”

11 июля 2005 в 00:00, просмотров: 337

Поэт был прав: отвратительные дороги и слишком уж ненавязчивый отечественный сервис делали поездки по России не слишком комфортабельными. С гораздо большим удовольствием наши соотечественники отдыхали в Европе — Париже, Вене, Неаполе и Баден-Бадене. До тех пор, пока не грянула революция...

В Советском Союзе заграничные вояжи были строго ограничены — за счастье считалось побывать в Венгрии или солнечной Болгарии... Поэтому, когда наши граждане наконец-то получили свободу выезда, начался настоящий туристический бум. Турфирмы открывали все кому не лень, и качество услуг было крайне низким. Многочисленные жалобы клиентов на обман и мошенничество тогда основательно подорвали доверие к “продавцам отдыха”. Но сегодня ситуация меняется: в цене профессионализм, на рынке могут выжить только те агентства, в которых работают настоящие спецы. Как же готовят профи для отечественной туриндустрии?

— Наши студенты изучают целый ряд специальных дисциплин, — поясняет декан факультета туристического и гостиничного бизнеса одного из столичных университетов Наталья Морозова. — Мировую культуру и искусство, религии, географию, психологию, конфликтологию, социологию, математику, интернет-технологии, право, маркетинг и менеджмент, управление персоналом, рекламную деятельность, системы бронирования, гостиничный бизнес. Обязательное условие — два европейских языка... А чтобы свободно общаться с будущими клиентами, часть занятий сразу проводится на иностранном. Уже во время учебы ребята набираются опыта в российских и иностранных турфирмах и гостиницах. Сначала, конечно, на низших должностях — курьерами, помощниками менеджеров, зато потом дорастают до руководителей. Во время каникул студенты ездят в те страны, с которыми предстоит работать: Германию, Францию, Финляндию, Швецию, Грецию, Чехию, Турцию, Египет, Мальту... Это не столько ознакомительные туры, сколько мастер-классы с ведущими зарубежными турменеджерами и хотельерами — специалистами по гостиничному бизнесу. Нередко после получения диплома наши выпускники сразу открывают свое собственное дело.

Что в принципе понятно: работа в сфере туруслуг и гостиничного бизнеса весьма интересна, а доходы — стабильны и высоки. Срок обучения будущего менеджера по туризму или помощника администратора в отеле (менеджера по приему и размещению) — 4—5 лет. Если имеется первое высшее образование — то всего 2—2,5 года.

Министерство образования и науки РФ лишь год назад ввело новый образовательный стандарт по специальности “туризм”. Сейчас новую для отечественных вузов специальность преподают лишь в некоторых госуниверситетах. Поэтому большая часть турменеджеров и хотельеров учится в коммерческих вузах.

Весьма популярны и краткосрочные курсы, на которых азы тур- и гостиничного бизнеса можно освоить всего за несколько месяцев. Занятия обычно проходят 2—3 раза в неделю по 4 академических часа. Весь курс занимает порядка 60 часов. По окончании выдается свидетельство, с которым можно устроиться в турфирму или менеджером в гостиницу. Благо вакансии для молодых и энергичных людей (особенно владеющих иностранными языками) всегда открыты...

Не секрет, что в России, даже в столице, пока еще мало отелей “звездного” класса. Но скоро, как обещают, их появится гораздо больше. И тогда к нам валом повалят западные туристы. Для их обслуживания понадобятся опытные специалисты. Поэтому, начав с курьера, можно дорасти и до главного хотельера. Были бы желание и настойчивость.

Какими качествами должен обладать турменеджер?

Ирина ТЮРИНА, Российский союз туриндустрии: “Терпением и еще раз терпением. В работе с людьми это — главное”.

Ирина ЛИТВАК, руководитель турфирмы: “Коммуникабельностью, вниманием к клиентам, умением слушать и слышать. Важны голосовые данные: приходится много общаться по телефону, поэтому голос должен быть мелодичным и приятным. Для нашего сотрудника обязательна правильная, грамотная, культурная речь. Плюс общая доброжелательность, вежливость, ответственность и аккуратность”.

Надежда ГОЛОБОВА, туроператор: “Турменеджер обязан быть хорошим психологом, умеющим найти общий язык с любым клиентом. К нам приходят разные люди, нужно найти подход к каждому, достичь компромисса между желаниями клиента и его возможностями. Человек должен быть уверен, что за свои деньги получил самое лучшее, и уйти довольным”.


Анекдот. Русский турист заполняет карточку в заграничном отеле. В графе NAME пишет “Андрей”, в графе FAMILY NAME “Степанов”. Дошел до графы SEX, надолго задумался и наконец вывел: “Не меньше трех раз в день”. Подходит к администратору, тот говорит: “Здесь вы должны написать — мужчина или женщина”. — “А мне без разницы”, — отвечает турист.


l В 2004 году за границу на отдых отправились 6,5 миллиона россиян. Всего в стране действует около 20 тысяч турфирм. В Москве их — более 7 тысяч!


l Первое задокументированное морское путешествие — экспедиция в легендарную страну благовоний Пунт. Ее в 1501—1484 гг. до н.э. организовала древнеегипетская царица Хатшепсут.


l Самый длительный морской тур описан в книге Даниэля Дефо “Робинзон Крузо”. Герой романа решил отправиться в океанское плавание на несколько месяцев, но в результате крушения провел на необитаемом острове почти 28 лет. Неизвестно, потребовал ли он компенсации после возвращения на родину...


l Первый русский профессиональный путешественник — тверской купец Афанасий Никитин (15 век). За несколько лет он пешком обошел чуть ли не весь Восток, побывал в Персии, Индии и даже Африке! Свои приключения Афанасий изложил в книге “Хождение за три моря”. Это, кстати, и первый русский путеводитель.


l К 2010 году оборот туризма в мире достигнет, по прогнозам специалистов, $2,5 триллиона. Показатели отечественного турбизнеса — около $600 миллиардов. Россия, как ожидается, займет второе место по инвестициям в туристическую отрасль.



Партнеры