Коси и пой!

“Мураново” отметило макушку лета

Фольклорный фестиваль “Сенокос в Мураново” на протяжении последних пяти лет остается одним из самых интересных событий лета. Под песни и танцы народ резвится с косами и граблями, участвует в веселых конкурсах, жует шашлыки и оттягивается на берегу речки Талицы. А у директора прежняя головная боль: сохранить бы все это.

К 200-летию со дня рождения Баратынского в 2000 году родилась идея: показать усадебную жизнь с песенной стороны. Собрали коллективы со всех губерний, где жил Баратынский.

С течением времени происходили трансформации: появились микрофоны и сцена, коллективы приезжают только из Подмосковья, а сено к их приезду в основном уже заготовлено и в стогах. Остается лишь небольшая нескошенная полянка. Но девушки в сарафанах, с косами и граблями все равно впечатляют.

— У Баратынского, — рассказывает директор музея Владимир Пацюков, — был приятель, художник Борис Путята. Много его картин висит у нас, в том числе акварель “Сенокос в Мураново”. На ней — главный дом, перспектива, девушки, косящие сено, — она-то и стала визитной карточкой фестиваля.

Впрочем, на празднике духовная пища волновала гостей меньше шашлыков, пива и блинов. Но особой популярностью пользовался верблюд. Он появился в Муранове не случайно. По словам Пацюкова, идею “не выписать ли нам верблюда?” высказывал сам Евгений Абрамович Баратынский. Оказывается, у этого тонкого лирика была деловая хватка и обширное хозяйство: мельница, две оранжереи с персиковыми деревьями, огород.

На прошедшем Мурановском фестивале директора музея-усадьбы у волновала проблема выживания. Территория заповедника сжимается, как шагреневая кожа. Многое утрачено, нет каскада прудов, водяной мельницы. А теперь музей лишился, пока юридически, и своего потрясающего пейзажа. Мурановские окрестности продали под застройку коттеджами. “Московия” уже рассказывала об этом, но ничего не изменилось.

— У участка есть новый собственник, но кто он, держится в тайне, — говорит Пацюков. — Фигурируют какие-то баснословные суммы, вложенные в покупку земли.

Пацюков убеждал представителей собственников, что если погибнет Мураново — погибнет отечественная культура. Ответ ошеломил: “Мы ничего не испортим! Все будет лучше прежнего!” Музейщики до сих пор в шоке. Правда, остается надежда. Побывавший на “сенокосе” новый глава Пушкинского района Владимир Башкирцев сказал, что Мураново — место святое, и его так просто не отдадут. Хочется верить, что новые чиновники все-таки защитят культуру.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру