В Москву вернулся серебряный век

Пророк и Мечтатель встретились в Третьяковке

Они не были знакомы, хотя жили и творили практически в одно время. Такие непохожие по характеру, темпераменту, живописной манере. Один — тихий, светлый, мечтательный. Другой — мятущийся, с трагическим взглядом на мир. И вот они, Виктор Борисов-Мусатов и Михаил Врубель, ярчайшие представители Серебряного века, сошлись на выставке “Пророк и Мечтатель”, открывшейся в Третьяковке, где представлено около 150 акварелей и рисунков этих художников.


И вроде все просто: Пророк — Врубель, Мечтатель — Борисов-Мусатов. Только не просматривается между ними резкой границы. Возможно, потому, что и в искусстве, и в жизни нет ничего категоричного. Всякий пророк немножко мечтатель, а в каждом мечтателе есть пророк.

А я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски, А инструменты — кружева, и шелк, и цветы. Я импровизирую на фоне фантазии...

Так напишет Борисов-Мусатов в одном из своих стихотворений. В работах художника все пронизано музыкой, тишиной, покоем. Его называли певцом дворянского быта — старинных усадеб и домиков с мезонинами. Все эти прелести выписаны так, словно на них наброшена легкая вуаль. Борисов-Мусатов пишет свои усадебные “сказки” так, будто предчувствует, что всем этим тихим радостям скоро придет конец. После смерти художника (он умер в 1905 году, в тридцать пять лет), в феврале 1917 года в Москве прошла его выставка, ставшая прощанием с идиллической дворянской Россией.

Что до тихости, цветов и нежных переливов красок, то все это можно увидеть и у Врубеля. Но настоящее потрясение выставки — это его “Раковины”. Не раковины, а некий мифический смерч, крутящийся в их перламутровом чреве.

Михаил Врубель и Виктор Борисов-Мусатов в жизни никогда не встречались, но в сознании современников их имена оказались связаны неразрывно. И не случайно, что в 1906 году по инициативе Сергея Дягилева уже после смерти Борисова-Мусатова и завершения деятельности Врубеля пути художников соединились. На выставке “Мир искусства”, а затем на выставке русского искусства в Париже.

Впрочем, есть одно свидетельство о реальной встрече этих художников, звучащее как красивая легенда. Биограф Борисова-Мусатова и автор монографии о Врубеле Станюкович писал о потрясшем его эпизоде. В 1905 году, Борисов-Мусатов навещал его жену, лежащую в клинике, и хотел написать ее портрет. В этой же больнице находился тогда и Врубель. “Начали искать краски и нашли их рядом — у безумного Врубеля”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру