Шостакович по-американски

“Эмерсон-квартет” впервые в Москве

15 июля 2005 в 00:00, просмотров: 287

На Чеховском фестивале показали весьма необычный спектакль “Шум времени” (лондонский театр “Комплисите”), который можно назвать просветительским: история жизни Дмитрия Шостаковича, разбавленная размышлениями на тему специфики музыки как вида искусства, подана в лекционно-художественной форме с активным внедрением “мультимедийных” приемов, как-то: кино, слайдов, фонограмм. Изюминка спектакля — в участии в нем струнного “Эмерсон-квартета”.


Справка МК:

Струнный “Эмерсон-квартет”, имеющий статус одного из лучших квартетов в мире, был создан в 1976 году в Нью-Йорке. Музыканты присвоили своему ансамблю имя американского поэта XIX века. Квартет — многократный обладатель премий “Грэмми”, в том числе за запись всех квартетов Шостаковича, которую специалисты называют эталонной.


— Почему вы назвали квартет именем поэта? — вопрос скрипачу и вдохновителю спектакля Филиппу Сетзера.

— Ральф Вальдо Эмерсон — не только знаменитый поэт, но и философ-идеалист, написавший много эссе об искусстве и музыке. Когда мы в 1976 году искали, как назвать квартет, то просмотрели огромный список американских деятелей искусства. И решили, что имя Эмерсон — самое подходящее: его легко запомнить, и оно образует красивое словосочетание: String Emerson Quartet.

— Квартет — самый интеллектуальный жанр классической музыки. Но вы, оказывается, участвуете в шоу вместе с Полом Маккартни и Джулией Робертс?

— Мы на самом деле занимаемся только классической музыкой. И лишь в особых случаях мы участвуем в специальных концертах. Именно таким был концерт, организованный Полом Ньюманом и посвященный детям с физическими недостатками. Мы играли квартет Дворжака, а затем аккомпанировали Полу Маккартни две песни, в том числе знаменитую Yesterday, которая изначально написана для струнного квартета.

— А “Шум времени”? Пытаетесь сделать музыку Шостаковича доступней?

— Нет, я не думаю, что современный зритель обязательно нуждается в видеоряде для восприятия серьезной музыки. Однако здесь нам хотелось воплотить эту идею — театрализовать 15-й квартет. Хотелось сделать что-то новое, чего еще никогда не было. Сама идея пришла в театр от нас. Режиссер Саймон Макберни стал нашим театральным соавтором. Как знатоки музыки Шостаковича, мы считаем, что каждый из его квартетов представляет собой спектакль. А последний — настоящую драму с четырьмя персонажами. Я думаю, что Шостакович был бы доволен тем, что мы сделали. Мы его рассматриваем как героя. И пусть руки у него не совсем чисты — было такое время. Никто его не вправе осудить.

— Правда ли, что в вашем квартете нет понятия “первая скрипка”: вы с Юджином Дракером меняетесь, исполняя партии первой и второй скрипки по очереди?

— Да, это так. Мы меняемся даже в рамках одного концерта. Например, в 15-м квартете Шостаковича — я первая скрипка, а в 14-м — Юджин. У нас нет соперничества.

— Если бы вы снимали фильм о Москве, какую музыку вы использовали бы в качестве саундтрека?

— Уж точно не 15-й квартет Шостаковича: он очень трагичен. Хотя, к сожалению, трагедия — самый распространенный жанр по всему миру. Я бы наложил и счастливую музыку, и грустную, но обязательно с ощущением “русскости”. Для некоторых частей — Чайковского. Это был бы комбинированный вариант, потому что Москва очень разнообразна.

Генеральный спонсор VI Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова — LG Electronics. Генеральный перевозчик фестиваля — “Аэрофлот — Российские авиалинии”.






Партнеры