На ловца и нос бежит

Запахи стали использовать как оружие массового гипноза

19 июля 2005 в 00:00, просмотров: 479

— Могу я заказать индивидуальные духи? Нет, не себе. Моему... начальнику. Я бы хотела, чтобы он под воздействием этого аромата стал мягким, податливым и рассеянным...

Говорю шепотом: редактор — за стенкой, не дай бог услышит.

— Конечно. Заказ стоит 1000 долларов. Половину платите сейчас, остальное — через месяц. Только нам нужны исходные данные.

— Это какие? Паспортные, что ли?

— Да нет. Какой парфюм использует ваш шеф, какие тона предпочитает в одежде. Сейчас мы продиктуем вам список вопросов. Когда составите ответы — приезжайте.

Этот разговор — не вымысел, не цитата из фантастического детектива. В Москве входит в моду “ароматный гипноз”. Раскрыть секреты государственной важности, потерять бдительность за рулем автомобиля, признаться во всех смертных грехах, влюбиться... Москвичей сегодня заставляют делать еще и не такое, используя запахи! И главное коварство в том, что порабощение воли происходит мягко и незаметно, как бы само по себе. Кто и зачем пытается терроризировать людей с помощью запахов, выяснил корреспондент “МК”.

Душок в правительстве

Сразу признаюсь: обработать любимого редактора я не решилась. Прежде всего смутила чрезмерная напористость авторов объявления “Приворожу с помощью запахов”, которых я нашла по Интернету. Ведь до этого московские парфюмеры и химики, к которым я обращалась с неожиданной просьбой, категорически отвечали: “Ни за что”. Хотя не лукавили: дескать, в принципе это возможно. Многие даже признавались: заказы “с душком” к ним в последнее время часто поступают. Но ни одно предложение они не приняли — понимали, что “ароматное” задание наверняка дурно пахнет. Впрочем, уже после шарлатанов со списком из десяти вопросов мне посчастливилось найти настоящего профессионала.

— Когда мне предложили создать запах для воздействия на одного из членов правительства (не буду называть его имя), я не отказался, — признается главный российский специалист по запахам, руководитель группы химической коммуникации и хеморецепции Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН Эдуард Зинкевич. — Но честно сказал, что мне нужны столь интимные подробности о человеке, которые, кроме него, вряд ли кто может знать. Не исключаю, что в каких-то вещах он и сам себе признаться побоится. Вообще требуется много сведений о детстве человека, его матери (запахи, которые от нее исходили, воздействуют на подсознание особым образом). К сведению, для многих людей обоняние — чувство, рождающее больше всего воспоминаний. Ведь механизм обоняния тесно связан с той частью мозга, которая управляет памятью и эмоциями. Так вот, без просчета того, какой запах какое воспоминание и какое чувство вызовет, нужный аромат не создашь. Кроме того, требуются еще и долговременные наблюдения за реакцией человека на определенные запахи. Короче, работа эта не такая простая, как может показаться.

Когда Зинкевич прочитал эту лекцию коварным заказчикам, желающим совершить “пахучий” переворот в кабинете министров, их как ветром сдуло. Наверняка отправились искать менее требовательного ученого, который бы согласился наспех сварганить нужный аромат, имея минимальное количество информации о клиенте. Правда, предсказать эффект такого запаха вряд ли кто возьмется. Стоит чего-то не учесть в аромате, и чиновник вместо запланированного, скажем, раздражения испытает сексуальное возбуждение. А это, понятно, совсем не входит в задачи манипулятора. Хотя… Глядя на некоторых депутатов и госчиновников, можно предположить, что в Госдуме и правительстве сейчас кое-кто развернул целую экспериментальную площадку для “запашных” испытаний.

Чем пахнет на допросах

Способность запахов создавать определенные настроения и устанавливать модели поведения использовали еще в Древнем Китае. Там, например, прежде чем отравить врага, комнату, где должна была проходить трапеза, “опыляли” ароматом груши. Он возбуждает зверский аппетит даже у сытого. Запах лимона использовали, чтобы сделать человека агрессивным, аромат определенных сортов розы — сговорчивым и податливым. В Китае даже была пытка запахом человеческих испражнений.

Российские спецслужбы и правоохранительные органы долгое время к запахам как орудию манипуляции относились скептически, отдавая предпочтение более проверенным методам — психологическому давлению и фармакологии. Но нынче времена другие. Наши следователи поняли наконец, что с человеком, как в той рекламе, “нежнее надо, нежнее”. И первыми влияние запахов на раскрываемость преступлений выяснили отечественные прокуроры. Они стали применять “ароматы” при проведении допросов. Причем именно женщин — дилетанты считают, что дамы более подвержены влиянию запахов, чем мужчины (кстати, довольно спорный, по словам ученых, вопрос).

Как удалось выяснить “МК”, своеобразным “запашным” полигоном стала прокуратура Иркутской области. Там с помощью ароматов более 40 раз раскалывали представительниц прекрасной половины, арестованных за совершение тяжких преступлений и отрицавших свою вину. Следователь узнавал от родных и близких о любимых духах или ароматах (к примеру, запах шоколада, молока) обвиняемой и ровно за 10 минут до привода женщины в кабинет опрыскивал нужным веществом кусок шерстяной ткани, которую помещал под стол. Для исключения посторонних раздражителей комната предварительно проветривалась, а для создания доверительной обстановки допрос проводился в период с 17 до 21 часа и начинался с приятных воспоминаний из прошлой жизни подозреваемой. В итоге уже через полчаса женщина проникалась доверием к следователю и начинала откровенничать. О том, что запах подтолкнул ее к признанию, ни одна так и не догадалась.

— И это не удивительно, — говорит Зинкевич. — Редко кто из людей сознательно связывает свое настроение с определенными запахами. Тем более что быстро к ним привыкаешь. Даже если бы в комнате вылили целый флакон духов, уже через пять минут женщина бы их не чувствовала. Такова особенность нашего восприятия. Еще один немаловажный нюанс, который использовали прокуроры: обонятельные ощущения наиболее остры в теплую влажную погоду, при хорошем освещении, в начале дня и к вечеру. К сведению, когда слишком жарко или, наоборот, слишком холодно, чувствительность к запахам понижается в десятки раз. Вообще запах мгновенно воздействует на мозг, обладая способностью вызывать конкретные эмоции, неподвластные нашему сознанию и не поддающиеся логическому контролю. Поэтому, применяя запахи для воздействия на людей, мы бьем в слабое место их психики. А они не замечают и не понимают, что с ними происходит.

Но прокуроры не единственные, кто использует запах. Сейчас его взяли в разработку военные: по словам российских ученых, активно ведутся опыты по созданию запахов для подавления и деморализации противника. Хотя не слишком понятно, кому отдана роль врага. “Опылять” целую армию вряд ли имеет смысл (куда проще скинуть бомбу). А вот использование запаха для усмирения толпы демонстрантов — больше похоже на правду.

Ароматная наживка

Увы, даже если человек не политик и не бизнесмен, это не значит, что запахами на него никто воздействовать не будет.

— Еще перед открытием магазина мы зажигали аромалампы, пахнущие свечи, опрыскивали помещение дезодорантами и освежителями, — откровенничает 24-летняя Анна Иванова, работавшая менеджером торгового зала в двух крупных московских салонах-магазинах. — А к концу рабочего дня директор заставлял нас делать подсчеты. Выяснялось, что больше всего повышают продаваемость одежды запахи апельсина, жасмина, розы, базилика, мяты и лимона.

Чтобы привлечь покупателей, в супермаркетах часто используют “вкусные” пищевые запахи, в туристических агентствах — экзотические (в том числе моря), в магазинах, где торгуют вещами из кожзаменителя, — запах натуральной кожи.

— Я бывал в американской лаборатории, где ученые занимаются изучением влияния запахов на покупательские способности и “проектируют” запахи для различных магазинов, — рассказывает Зинкевич. — Так вот, по их данным, с помощью специально подобранных ароматов можно увеличить объемы продаж в среднем на 15%.

Купить ненужную вещь — это еще полбеды. Куда печальнее, если аромат повлияет, скажем, на деловые переговоры. А ведь сегодня нередко перед началом встречи в комнате распыляют специальные вещества, которые вызывают у бизнесменов чувство расслабления и благодушия, ослабляя тем самым их бдительность. Человек подписывает договор на менее выгодных для себя условиях или вообще попадает впросак.

Регулярно “опыляя” определенными ароматами кабинет коллеги-соперника, можно сделать так, чтобы на работе он стал медленно и плохо соображать, поражал невнимательностью и суетливостью и в результате быстро скатился по служебной лестнице... А есть еще запахи (из числа афродизиаков или релаксантов), которые вынуждают привязываться к месту, вещи или другому человеку. Их вполне может пустить в ход начальник, не желающий потерять особо талантливого сотрудника. Но и это еще не все: можно спровоцировать аварию, “подушив” машину недруга. По крайней мере это утверждают британские ученые, выявившие связь между поведением водителей за рулем и запахом в их автомобиле. Пагубными признаны запахи ромашки, жасмина и лаванды: они слишком расслабляют шофера. Запах еды из закусочных и свежего хлеба делает человека раздражительным, а запахи травы, хвойного леса и полевых трав вводят водителя в тоскливое состояние, так что он может забыть о скорости.

А еще с помощью запаха можно вызвать приступ любви. К столичным парфюмерам много раз обращались обманутые жены с просьбой создать соответствующий аромат. Кстати, профессиональные путаны говорят, что мужчины разного возраста реагируют на разные ароматы, и главное здесь — вычислить, какими духами пользовалась мама клиента в его детстве. 25—35-летние особенно западают на “Шанель”. Иногда путаны (разумеется, из числа VIP) сами создают себе индивидуальные духи с использованием цветочных, маслянистых и мускусных запахов. Считается, что так пахнут феромоны — выделяемые человеком пахучие вещества, вызывающие у особи противоположного пола сексуальное возбуждение. Кстати, эти запахи в отличие от всех остальных сознанием не регистрируются. Поэтому человек может влюбиться с первого взгляда (так и хочется сказать “первого нюха”), не понимая, почему выбрал себе именно этого партнера. Запаховые сигналы активизируют древние центры мозга, отвечающие за инстинктивное и эмоциональное поведение. И заставляют нас жить не разумом, а чувствами.

Внутриутробная атака

Однако все это меркнет перед последним открытием отечественных ученых, позволяющим предположить, что с помощью запаха можно еще в материнской утробе формировать людей нужного типа.

— Центры, отвечающие за половое поведение, формируются в мозге еще до рождения, — говорит крупный специалист по запахам, сотрудник НИИ морфологии человека Виктория Гулимова. — Есть данные, позволяющие считать, что запахи управляют этим процессом. Развитие мозга у человека вообще связано с развитием его носа самым непосредственным образом. Клетки из обонятельного эпителия эмбрионов при нормальном развитии перемещаются в мозг. Если этого не происходит, возникают серьезнейшие врожденные дефекты, связанные с умственным развитием и половой сферой.

И получается, что есть гипотетическая возможность с помощью запахов “обработать” еще не родившегося человека так, чтобы впоследствии он стал, скажем, гомосексуалистом или транссексуалом. Или оказался умственно отсталым. Причем эти, “врожденные” изменения коррекции не поддаются (в отличие от возникших под воздействием внешних обстоятельств — моды или окружения).

* * *

Привлечь к ответственности за психологическое воздействие запахом в России нельзя — нет такого закона. Да и последствия воздействий изучены пока крайне слабо. Тревогу бьют сейчас в основном ученые. Но, похоже, прислушиваться к ним начнут, лишь когда запахнет жареным...




    Партнеры