Сенсацией Чеховского фестиваля стало появление на нем одного из самых известных хореографов мира Мэтью Боурна. Об этом балетном революционере, который будоражит мир на протяжении последних десяти лет, а спектакли годами собирают толпы зрителей, в России много слышали, смотрели пиратские кассеты с записями его балетов, но никогда не видели “живьем”. И вот явление Боурна в Москве со спектаклем 2002 года — “Пьеса без слов”.
Лондон 1965 года. И вроде простая история: молодой английский джентльмен покупает дом, затем нанимает слугу, который приводит с собой служанку. А вскоре хозяин становится рабом своего слуги. И вот уже слуга, вальяжно развалясь в хозяйском кресле, милостиво предлагает хозяину хлебнуть немного виски. Но все совсем непросто. Боурн взбил сумасшедший коктейль, от которого голова кругом. В спектакле смешались граничащие с акробатикой танцы, потрясающая актерская игра, джазовая музыка, юмор и мощная сексуальная энергия. Чтобы окончательно захватить зрителей в плен, предоставив им возможность фантазировать на тему “Пьесы”. Чтобы они вновь и вновь прокручивали в голове: “А если бы она не отдалась ему, то что бы случилось? А был ли интим между хозяином и слугой или мне только показалось? Что это за неизвестный мачо, который врывается на вечеринку?” Чтобы этих вопросов было как можно больше, в спектакле не один хозяин, а три, и три слуги, и две служанки, а еще три элегантные девушки, но на самом деле она одна — подруга хозяина. И все это троится, двоится, множится, как в зеркалах.
Вот стоит хозяин в белых трусах, а слуга вовсю усердствует, одевая его. Натягивает рубашку, брюки, набрасывает пиджак. Все это с умопомрачительными выкрутасами и легким подмигиванием в сторону служанки. А рядом с этой парой — другая. И, если первый слуга одевает своего господина, второй синхронно раздевает своего. А вот появляется гордая и неприступная подруга господина, а с ней еще две точно таких же. Но не совсем, так как в поведении с хозяином каждая ведет себя по-своему. Одна нежная, другая надменная, а третья манерная.
Кажется, все ясно, хозяин любит благородную английскую леди. Она периодически навещает его, предупреждая о своем приходе звонком из телефонной будки. Но вдруг все летит с колес. Трубку уже снимает не хозяин, а слуга, и гордой леди вход в этот дом уже запрещен. Ее место занимает служанка, которая лихо соблазняет хозяина, но на самом деле всем телом принадлежит слуге.
Но самое пикантное в этой “Пьесе” то, что тут есть еще один персонаж — здоровенный парень в клетчатой рубашке. Не парень, а сексуальный террорист. Как злой гений, врывается он на вечеринку в дом к хозяину, устраивает там дикую пляску и внаглую приударяет за девушкой хозяина. Но тогда почему он бросает какие-то особые взгляды на хозяина, неужели ему мало одной девушки, а надо еще что-то, погорячее? Хотя куда уж горячее. Эту девушку он потом отымеет, как последнюю шлюху. Что до эротических сцен, то они поставлены Боурном тщательно и подробно, ну чуть ли не мягкое порно, и в то же время это невероятно красиво и изысканно. Вот нога служанки змеей обвивается вокруг шеи господина. А вот она нежно гладит его по лицу. И надо видеть, какие при этом растерянные и нежные глаза у хозяина. Но эта идиллия быстро заканчивается. И начинается настоящий бой господ и слуг. А потом торжественно и нагло слуга занимает кресло хозяина. Все без слов, но так просто и ясно. Однако при этом полный простор для фантазии.