Лето под газом

Эксперты “МК” разложили минералку на элементы

23 июля 2005 в 00:00, просмотров: 662

“Имидж — ничто, жажда — все”, — утверждает реклама. Если верить статистике, в жизнь этот рекламный слоган лучше всего претворяют немцы. Они — самые большие водохлебы в Европе: в год среднестатистический бюргер выдувает 195 литров минералки, в то время как пива — лишь 117,5 л. Всего же на каждого европейца сегодня приходится около 100 литров воды в год. Увы, россиян никакая жара не заставит выпивать в год больше 10 литров минеральной воды — то есть почти столько же, сколько и спирта! Впрочем, и это — большое достижение: во времена Советского Союза минералки мы пили впятеро меньше.


Если раньше, как отмечают эксперты, вода считалась скорее диетическим напитком и самым дешевым способом утоления жажды, сегодня потребление минеральной воды все больше входит в моду и становится атрибутом здорового образа жизни. При этом летом народ обычно предпочитает пить газированную воду, а зимой — минералку без газа.

Зараза живет в цистерне

— В России один из критериев минеральной воды — минерализация (содержание солей в одном литре воды), — говорит заведующий лабораторией минеральных вод ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Вадим Алтаев. — Но, скажем, в одной из самых известных в мире минеральных вод “Spa” солей раз в шесть меньше, чем в московском водопроводе. Так что на Западе на минерализацию никто не смотрит. С их точки зрения, минеральной может считаться только та вода, которая за долгое время существования скважины или источника доказала свою безупречность с гигиенической точки зрения: в ней никогда не было никаких болезнетворных бактерий, никогда не менялся ее химический состав. И что очень важно — ее разливают в бутылки на том же месте, где добывают. Именно такая вода целебна, именно ее полезно пить. Но стоит такую воду закачать в цистерну, как все поменяется: и химический состав, и микрофлора появится, и бактерии.

У нас же первый вопрос: “Чем обеззараживать воду?” Но, позвольте, если ее надо обеззараживать, вода не имеет права называться минеральной!

В России производители минералки вынуждены плясать совсем по другим правилам.

— Мы привыкли делить минеральные воды на лечебные, лечебно-столовые и столовые, — говорит Алтаев. — Может, боимся, что кто-нибудь переусердствует с потреблением? Но, простите, хоть мед и может вылечить больное горло, мы же не пишем на банках: “лечебный продукт”. Так и минеральная вода прежде всего пищевой продукт, средство утоления жажды. Мы выпьем ее ровно столько, сколько потребует организм.

А лечебный эффект получается, если пить такую воду в определенных дозах при курсовом назначении. При этом надо строго придерживаться рекомендаций лечащего врача.

Читайте этикетку!

На Западе производители пищевых продуктов руководствуются Стандартом Кодекса алиментариус Всемирной организации здравоохранения, директивами ЕС, Кодексом добросовестной гигиенической практики. Там под видом минеральной продавать воду из-под крана — смертельный номер. Например, в прошлом году в Великобритании разгорелся нешуточный скандал: выяснилось, что широко разрекламированная питьевая вода в бутылках от очень известной компании отнюдь не родниковая, как было указано на этикетке, а обычная водопроводная, прошедшая фильтрацию и обогащенная минералами. В итоге из магазинов было изъято полмиллиона бутылок проштрафившейся воды. А на репутацию компании легло пятно черного позора.

В России на вооружении контролеров — ГОСТы, ТУ и Санитарные правила и нормативы. Как ни назови, суть одна: к минеральной воде как к пищевому продукту предъявляются очень жесткие требования.

— В России производитель воды должен получить свидетельство о государственной регистрации этого продукта для данного предприятия, — говорит наш эксперт. — Но прежде нужно собрать документы, что местный Санэпиднадзор принял помещение, что скважина в хорошем санитарном состоянии, институт курортологии (таких в России всего шесть — в Москве, Пятигорске, Сочи, Томске, Екатеринбурге и Владивостоке) должен подтвердить, что вода действительно минеральная, и определить, от каких болячек она лечит, а еще анализ воды в скважине и в готовой продукции (в бутылках, например) должен быть выполнен в аккредитованных лабораториях.

Что для кого?

Одна из главных характеристик минеральной воды — ее жесткость, то есть степень суммарного содержания кальция и магния. Жесткая вода рекомендуется детям, пожилым людям и тем, кто страдает остеопорозом; мягкая же подойдет для приготовления настоев, отваров, лечебных сиропов, ликеров.

Показатель pH указывает на степень кислотности воды и обозначается баллами по шкале от 0 до 14. Идеальный уровень рН для минеральной воды — 7. Воды с показателем pH больше 7 являются щелочными, а меньше 7 — кислыми.

Пить или не пить?

По наблюдениям экспертов, в последние три года предпочтения россиян медленно, но верно сдвигаются в сторону маломинерализованной минеральной и питьевой воды. Наш рынок постепенно приближается к европейскому, на котором преобладают именно столовые питьевые воды. При этом народ не видит особой разницы между минералкой и питьевой столовой водой.

— Между тем, — говорит Вадим Алтаев, — минералка отличается от обычной питьевой воды прежде всего своим происхождением, примерно так же, как собака с родословной от дворняжки. Обе лают, но риск от породистой собаки меньше, чем от дворняжки. Питьевая вода — это общее название. Она может быть и из озера, и из скважины, может быть как природной, так и очищенной.

Максимум, что можно сделать с природной минеральной водой — механически профильтровать, удалив из нее взвешенные вещества и, например, ионы железа, если оно придает воде желтоватый оттенок. Ее прямо первозданную разливают в бутылки и производят так, чтобы никоим образом не поменять природный состав.

Питьевая же вода наряду с фильтрованием может проходить через целую систему водоподготовки (обработка реагентами, умягчение, корректировка химического состава), подвергается многоуровневой очистке от бактерий, вирусов и вредных примесей. И где гарантия, что какой-нибудь “обработчик воды третьего разряда”, зазевавшись, не перепутает реактивы и вообще сделает все именно так, как написано в инструкции? И все-таки качественная бутилированная питьевая вода не в пример безопаснее обычной воды из-под крана. Поэтому наш совет: внимательно читайте этикетку!

Зачем нужна газировка?

Споры о том, какую воду полезнее пить — газированную или обычную, — то разгораются, то утихают, но простых покупателей этот вопрос мало тревожит. Каждый решает его для себя по принципу “нравится — не нравится”. Но есть еще и строгие стандарты.

— Обязательно газируются минеральные лечебные и минеральные лечебно-столовые воды, — посвящает в нюансы наш эксперт. — Минеральные и питьевые столовые воды могут производиться как газированные, так и негазированные. А кому какая вода полезней, должен определять врач.

Но мы забываем о другом: газ — сдерживающий фактор. Много газировки не выпьешь. А еще наличие газа в воде создает условия, в которых не выживает кишечная палочка и многие другие бактерии. И не зря многие источники минеральной воды от природы слабо газированные: именно газ позволяет им уже на протяжении многих поколений оставаться девственно чистыми. И сегодня, употребляя газированную воду, мы можем быть практически уверены, что бактерий она не содержит.

Как уберечься от фальшивки?

Какие строгие требования ни предъявляй к производителям бутилированной воды, ее подделывали, подделывают и будут подделывать. Причем именно ту воду, которую легче продать.

В служебном кабинете Вадима Алтаева целая выставка таких подделок. Как грубых (вроде “Баржоми”, “Новотеркская”), так и “тонких”, когда фальшивку даже специалист не сразу заметит (например, бутылка немного не той формы, не того тона, другое горлышко, отличается цвет этикетки).

— Искать различия, к чему в свое время призывали нас многие производители, — дело очень увлекательное. Но, с другой стороны, такая реклама вызывает шквал недоверия к продукции.

Сегодня многие производители минеральной и питьевой воды имеют эффективные собственные службы борьбы с контрафактом, которые отслеживают появление подделок. Благодаря этому в Москве, например, практически нет “левых” “Боржоми” и “Нарзана”, но все равно за каждым магазином, рестораном и кафе не уследишь.

— Несколько лет назад разгромили крупный цех по производству “Новотерской”. Поверьте мне, там даже не старались сделать так, чтобы эта вода хоть немного по составу походила на настоящую. Просто брали воду из-под крана, сыпали соль и соду, наливали в очень похожую бутылку — и вперед, на ближайшие оптовые рынки. Поэтому я не устаю повторять: чем меньше магазин, тем больше риск нарваться на подделку. Больше всего подделок, конечно, на оптовых рынках. А вот риск купить подделку в крупном супермаркете минимальный.


Справка “МК”:

К минеральным питьевым лечебным водам относятся воды с минерализацией 10—15 г/л или, при меньшей минерализации, воды с повышенным содержанием мышьяка, бора и других биологически активных микрокомпонентов.

К минеральным питьевым лечебно-столовым водам относятся воды с минерализацией 1—10 г/л или, при меньшей минерализации, воды, содержащие биологически активные микрокомпоненты.

К питьевым минеральным водам относятся воды с минерализацией меньше 1 г/л, содержащие еще и органические вещества.

ВСЕ ОНИ НЕ СОДЕРЖАТ В СЕБЕ ВРЕДНЫХ КОМПОНЕНТОВ.


На этикетке такой воды обязательно должно быть указано:

• наименование продукции;

• фирменное название (“Нарзан”, “Ессентуки”);

• химический состав;

• список заболеваний, при которых показано лечение этой водой (кроме столовых минеральных вод);

• группа воды (например, гидрокарбонатно-хлоридная натриевая или сульфатно-гидрокарбонатная магниево-кальциевая);

• дата и название лаборатории, в которой был проведен анализ (данные должны обновляться каждые пять лет, так что если на бутылке стоит “1995”, пить воду из нее не стоит);

• фирма-производитель, адрес производства;

• из какой скважины добывается;

• условия хранения;

• срок годности (вода в стеклянных бутылках хранится до двух лет, а в пластиковых — 18 месяцев);

• номер ГОСТа или технических условий.


На этикетке столовой питьевой воды должны быть указаны:

• страна-изготовитель;

• название источника;

• тип — газированная или негазированная;

• фирма-изготовитель и ее адрес;

• объем в литрах;

• товарный знак;

• хим. состав воды;

• назначение воды;

• условия хранения;

• если есть — ароматизаторы или другие химические вещества.






Партнеры