Эх, где NASA не пропадала…

Америка считает запуск успешным. Но готовится эвакуировать астронавтов

28 июля 2005 в 00:00, просмотров: 262

Во вторник, 26 июля, с космического центра имени Кеннеди во Флориде в 10 часов 39 минут по восточноамериканскому времени наконец стартовал шаттл “Дискавери”. Почему наконец? Во-первых, потому, что старт этот дважды откладывался. Сначала с мая на 13 июля, а затем на 26-е число. Во-вторых, и в более широком смысле, этот старт ждал своего часа с 1 февраля 2003 года, когда погибли все семь астронавтов при катастрофе шаттла “Колумбия”. Опасения вызывал и нынешний старт. Официально риск катастрофы выражается в цифрах — 1 из 100. Много это или мало?

Риск катастрофы для “Колумбии” был куда меньше — 1 из 200, и тем не менее все закончилось плачевно. По словам представителя NASA Алларда Бютеля, степень риска катастрофы челнока “Дискавери” была повышена потому, что “мы сейчас лучше понимаем, как действует шаттл и каковы пределы его возможностей”. Степень риска определяется совокупностью опыта полетов, их симулирования на компьютерах, заключений экспертов. А это — проверка миллионов деталей шаттла на то, сработают они или нет. В течение многих лет уровень риска полета шаттлов резко менялся. До гибели шаттла “Челленджер” в 1986 году официально признанная степень риска была более чем оптимистичной: 1 из 100000, что уже приближалось к уровню риска для пассажирских самолетов (1 из 2000000). Для сравнения, риск погибнуть в автокатастрофе — 1 из 1000000; риск быть задранным до смерти медведем в Глэсиерском национальном заповеднике — 1 из 50000; риск погибнуть при штурме Эвереста — 15 из 100.

Не секрет, что NASA планирует вообще отказаться от шаттлов как слишком небезопасных космических кораблей и сделать это как можно быстрее. Сеймур Химмель, бывший двадцать лет членом комиссии по аэрокосмической безопасности, утверждает, что недостаток финансирования постоянно мешал усилиям NASA повысить надежность шаттлов. Однако, предупреждает Химмель, “независимо от того, какие суммы будут вкладываться в космические корабли, их бурный темперамент делает все же весьма высокой опасность катастрофы”. Химмель считает скорее более реалистичным уровень 1 из 1000, чем 1 из 100. Но даже о предложенном им самим пороге он говорит: “Вряд ли мы его достигнем. Слишком уж много вещей может не сработать…”

Старт, на котором присутствовала первая леди Лаура Буш, до последнего момента находился под вопросом: пошаливали сенсоры-датчики и флоридская погода. Все остальное, по словам директора NASA по тестированию Питера Николенко, было “о’кей”. Шансы “допустимой погоды” для старта составляли 60% — специалисты опасались того, что бриз с моря может спровоцировать грозу и ливень. Но к счастью, природа смилостивилась и утро выдалось солнечным и ясным. Ночью перед стартом во внешний бак залили 500 000 галлонов жидкого водорода и кислорода, чтобы инженеры могли проверить, насколько хорошо функционируют датчики внутри топливной емкости. Дело в том, что предыдущий старт пришлось отменить именно из-за того, что сенсоры давали то правильные, то неправильные показания. Тогда глава NASA Майкл Гриффин заявил: “Вы ведь хотите, чтобы мы делали не то, что популярно, а то, что правильно?” (“Популярно” — старт во что бы то ни стало. — М.С.).

Но, несмотря на “правильный” старт, без накладок не обошлось — от “Дискавери” откололись два фрагмента, и сейчас NASA пытается понять, насколько это серьезно. Не исключено, что один из осколков был частью термообшивки шаттла. Возможно, что фрагмент отлетел от внешнего топливного бака челнока, но скорее всего не нанес никакого вреда космическому кораблю. Еще одна версия, которую, впрочем, тут же опровергли эксперты, заключается в том, что отделившийся фрагмент мог быть небольшим куском плотной технической бумаги, которой обертывают некоторые конструкции с целью защиты от пыли на Земле. Думается, никаких роковых последствий от инцидента не будет, но специалистов NASA понять можно: обжегшись на молоке, они дуют теперь и на воду.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

КАК БУДУТ ЭВАКУИРОВАТЬ АСТРОНАВТОВ?

“Спасительная гавань” — так называется проект, предусматривающий действия в случае возникновения серьезного ЧП с шаттлом. Другое, не столь романтичное название плана — “Поддержка команды шаттла в непредвиденных ситуациях”.

Если на “Дискавери” будут обнаружены серьезные неполадки, то экипаж из 7 астронавтов окажется перед дилеммой: либо попытаться самим устранить неисправности, либо, в случае обнаружения на челноке неустранимого повреждения теплоизоляционного покрытия, — покинуть шаттл и перебраться в качестве “беженцев” на Международную космическую станцию, а там уже дожидаться, как минимум в течение месяца, прибытия еще одного челнока — “Атлантиса”, который уже готовится к запуску в космос. Оба варианта представляются экспертам NASA крайне рискованными.

Смогут ли астронавты продержаться, пока это позволят запасы кислорода, пищи и воды (а таких запасов на МКС хватит на 35—40 суток из расчета на девять человек), в ожидании эвакуационного челнока? Смогут ли техники на Земле подготовить вовремя “Атлантис” к спасательной миссии, успешно запустить его?



Андрей ЯШЛАВСКИЙ.

АМЕРИКАНЦЕВ МОЖНО ВЕРНУТЬ НА ТРЕХ “СОЮЗАХ”

По словам главы Ракетно-космической корпорации “Энергия” Николая Севастьянова, в случае, если астронавтам придется остаться на МКС, запасов воды, воздуха и продуктов на станции хватит более чем на месяц. “Мы проводили анализ ресурсов еще перед запуском шаттла”, — сказал он. При этом Севастьянов отметил, что, “если возникнет такая необходимость, на российском грузовом корабле “Прогресс” будет доставлено на станцию больше грузов, чем обычно”.

По его словам, старт “Прогресса” намечен на 8 сентября. Кроме того, 1 октября на МКС летит пилотируемый корабль “Союз”.

Не исключено, что, если поломка все-таки произошла и ремонтные работы не помогут, американских астронавтов, возможно, придется возвращать на российских кораблях. В таком случае потребуется три пилотируемых “Союза”.



Алина ШАМАЛОВА.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Мы позвонили в космический центр NASA в Хьюстоне (Техас), и официальный представитель агентства Уильям ДЖЕФФ прокомментировал “МК” причины неполадок.

— Вы можете назвать нынешний запуск успешным?

— Да, это исторический момент для программы шаттлов. Запуск прошел спешно, несмотря на некоторые неполадки. Команда чувствует себя хорошо — когда мы выходили с ними на связь, они еще работали, сейчас, наверное, уже легли спать. Как только астронавты передохнут, им предстоит сфотографировать то место, откуда откололся кусок обшивки, а также обследовать крылья и носовую часть. Астронавты также проверят работу систем орбитального маневрирования.

— А в чем причина произошедшего?

— Это тестовый полет, и мы допускали такой вариант развития событий. Поэтому весь корпус корабля был охвачен высокочувствительными камерами, которые и зафиксировали неполадку. Мы получили два снимка, на одном из них видна отделяющаяся от корпуса обшивка — по предварительным выводам, от носовой части отвалился кусок теплоизоляционной плитки размером около 1,5 дюйма. На втором снимке мы видим, как другие осколки отлетают в сторону — предположительно, в районе крепления внешнего топливного бака. По прибытии на МКС, которое должно состояться в четверг, астронавты выйдут в открытый космос, чтобы осмотреть и сфотографировать корпус корабля. Они уже начали готовить скафандры.

— Возможно ли, что после исследования причин инцидента программа шаттлов будет свернута?

— Пока рано говорить о будущем программы. Впервые нам удастся получить детальную съемку всех поврежденных частей обшивки. Проанализировав повреждения, мы примем решение, вернутся ли астронавты на Землю на борту шаттла или же будет организована спасательная операция — такой запасной вариант у нас, конечно, есть. Но пока я не вижу в этом необходимости.

Алексей АНИЩУК.




Партнеры