Рожденный падать летать не может

НАСА отказалось от шаттлов

Радость от того, что после стольких проволочек и неудач запуск “Дискавери” все-таки состоялся, уже спустя несколько часов сменилась серьезными сомнениями и резонными вопросами: “А что же дальше?”


НАСА решило прекратить все будущие полеты шаттлов в космос, пока инженеры не выяснят, с чем связано откалывание кусков термоизоляционного покрытия корабля при старте. В НАСА считают, что необходимо серьезно усовершенствовать изоляцию топливного бака.

По словам управляющего программой полетов шаттлов Билла Парсонса, астронавты пришли к выводу, что отделение фрагмента плитки от внешнего топливного бака шаттла не привело к повреждению корабля и не представляет угрозы для экипажа. Тем не менее запланированный запуск еще одного шаттла — “Атлантис” — под большущим сомнением. А ведь на этот шаттл возлагались надежды в случае отправки спасательной экспедиции на МКС, если с “Дискавери” будут какие-нибудь серьезные нелады.

Но решение НАСА вновь наложить мораторий на запуск шаттлов имеет и политический аспект. Под вопрос ставится выдвинутая президентом Бушем амбициозная программа завоевания космического пространства, включая направление автоматических зондов на Луну к 2008 году, новую высадку человека на Луне к 2015 году, а также создание лунной базы для последующих полетов к другим планетам Солнечной системы, в том числе и к Марсу. Впрочем, неувязки, возникающие с челноками, отнюдь не смущают авторов космической программы — ведь она и так предусматривает отправку всех трех имеющихся у Америки шаттлов “на пенсию” к концу 2010 года и создание в США нового пилотируемого космического корабля, первые испытания которого должны пройти не позднее 2008 года.


Российский эксперт в области космонавтики, редактор журнала “Новости космонавтики” Анатолий КОПИК:

— Есть ли на наших аппаратах такая же обшивка, как на шаттле?

— У нас топливные баки ракет не покрыты изоляцией, как у шаттлов. Этого просто не требуется. Дело в том, что в качестве топлива для шаттла используются криогенные компоненты: жидкий кислород и жидкий водород. Они имеют очень низкую температуру. Чтобы не было обледенения и сильного испарения этих веществ, бак покрыт специальным веществом типа пенопласта. Получается что-то вроде термоса для топлива. Наша ракета-носитель “Протон” не использует криогенных топливных компонентов. Правда, в ракете-носителе “Союз” применяется жидкий кислород. Это криогенный компонент. Поэтому, когда заправляют “Союз”, ракета покрывается инеем и слоем льда.

— Выходит, от нее может отвалиться пусть не изоляция, но ледяная глыба и тоже что-нибудь повредить?

— Нет. Дело в том, что сам корабль “Союз” находится вверху ракеты-носителя, а шаттл фактически “висит” на своем топливном баке. То есть если от бака что-то отваливается, то может задеть челнок. А на нашей ракете, когда при взлете лед отваливается, он просто тает в атмосфере. Кроме того, наш аппарат еще защищен створками обтекателя. Он заодно защищает аппарат и от высокой температуры. Так что наша конструкция в этом смысле несколько безопаснее.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру