Мокрый “сушняк”

Плавать, плавать и плавать — закон перехода количества в качество

…Ждать внезапного прорыва в любом виде спорта — дело безнадежное. Внезапно ничего не бывает. За любым результатом стоит либо грамотный труд, либо тоже труд, но с большими просчетами. С 5 золотыми, 3 серебряными и 2 бронзовыми наградами сборная России заняла 4-е место на завершившемся минувшей ночью первенстве планеты по водным видам спорта. С китайцами мы почти братья — только на 2 “серебра” Россия отстала от хозяев будущей Олимпиады. А вот США (17 золотых медалей) или Австралия (13 золотых) нам просто чужие.


В выходные пловцы заканчивали чемпионат в Монреале. Кто-то — триумфально, как, например, австралиец Грант Хэккетт, уже после позолоченных для себя 400 и 800 метров выигравший в Канаде самую длинную дистанцию вольным стилем — 1500 м — с результатом 14 минут 42,58 секунды. (Российский спортсмен Юрий Прилуков стал тут четвертым — 14.51,62.) Кто-то — в расстроенных чувствах: традиционно плакала Стася Комарова, лишь 6-й приплывшая к финишу на дистанции 200 метров на спине. Ну а кто-то — радуясь, что ухватил все же птицу удачи за почти уже ускользнувший на этом чемпионате хвост: в комплексной эстафете 4x100 м у мужчин первое место заняли американцы (3.31,85), а вот “серебро” — у российских пловцов Аркадия Вятчанина, Дмитрия Коморникова, Игоря Марченко и Андрея Капралова (3.35,08).

Как и всегда в последнее время, оценка выступления наших пловцов не может быть черной или белой — хватает и того и другого. Плыла Россия, конечно, лучше, чем на Олимпиаде в Афинах, там у нас всего семь человек было в финалах, а в Монреале — в два раза больше. Но прицепившийся в Греции “сушняк” на “золото”, да и вообще на медали, продолжает сборную истязать. Большая часть российской команды улучшила во время чемпионата мира свои личные результаты — прогресс налицо, но пьедестал от этого ближе не стал: медали личные только Юра Прилуков завоевал. Есть лидеры, причем не российского уровня, а мирового, но в нужное время эти лидеры проседают. Есть достижения, но их оказывается недостаточно для мира, хотя, например, для Европы хватает с лихвой — тот же Прилуков на 400-метровке вольным стилем, показав время 7.46,64, завоевал бронзовую медаль и установил новый рекорд Европы. Но австралиец Хэккетт при этом стал новым рекордсменом мира — 7.38,65.

До Монреаля мы уже вспоминали слова гостренера сборной по плаванию Александра Клокова: “У нас есть хорошие молодые пловцы, но этого недостаточно, чтобы количество перешло в качество”. Видимо, чемпионат мира опять-таки стал их подтверждением.

...Игорь Марченко и Евгений Коротышкин в финале на 100 м баттерфляем у мужчин опережали поначалу даже всеядного и “вездеплывущего” 6-кратного олимпийского чемпиона американца Фелпса. Но в итоге Марченко — четвертый, Коротышкин — пятый. Это — качество. Хотя Евгений Коротышкин уже жаловался на этом чемпионате, что ему помешал отбор на чемпионате России — за три недели до Монреаля. “Если бы целенаправленно готовились к Канаде, то было бы лучше. Невозможно столько времени быть на пике формы...” На эту же причину ссылались и другие спортсмены. Насколько они правы?

Конечно, мы в итоге считаем все медали сборной, и когда один не доплыл, другой “встал на якорь” — желание победить есть, а сил нет, то всегда возникает соблазн быстренько найти общую причину неудачного выступления. Но помимо тактических просчетов бывает и просто глупость — в женской комплексной эстафете, например, Россию дисквалифицировали за то, что Наталья Сутягина, плывшая на третьем этапе баттерфляем, неправильно коснулась бортика. Или непредсказуемость — Дмитрий Коморников, который улучшил в Монреале собственное время на дистанции 100 метров брассом, опять пролетает мимо своей коронной — 200 метров. Все это тоже смазанное качество исполнения своей работы.

Пик формы (естественно, пройденный) — удачное объяснение неудач. Но почему-то больше веришь, когда Николай Скворцов, например, честно признается: “Очень трудно выступать в качестве лидера сезона”. Или когда Станислава Комарова, не ожидавшая от себя ничего “приличного” в Монреале, но все же до последнего надеявшаяся зацепиться за пьедестал, не менее честно констатирует: “Как работала весь год, так и проплыла”…

Комарова — это вообще отдельная боль сегодняшнего российского плавания. Единственная серебряная медалистка Афин у российской сборной переживает далеко не лучшие времена. Хотя уже в Монреале она говорила, что будет бороться за медаль, да и результат — четвертое место по итогам двух полуфиналов — обнадеживал. Отношения с тренерами — так себе: перепробовала уже многих. Сейчас опять находится в поисках. Вплоть до иностранного специалиста. Но желание плыть, и плыть быстро, и плыть до пекинской Олимпиады, как сама утверждает, не пропадало никогда.

— Я, ради того чтобы в Пекине выиграть, все сейчас на плавание поставила. С учебой даже хочу повременить, чтобы ни на что другое, кроме тренировок, не распыляться. Я и “серебру” Афин, конечно, была очень рада. Но “золото”… Мы с тренером Красиковым анализировали, почему так произошло: предварительный заплыв выиграла, а финал — нет. И разошлись во мнениях. Он считает, что как тренер сделал для моей победы все. Я в принципе, если судить по тренировкам, тоже. Но, по его мнению, в самый решающий момент я не сосредоточилась. А я с этим не согласна. Я сосредоточилась. Вот только нервы мои меня подвели. На старт выходила, так меня так трясло, что кулаки сводило. Я боялась полученный шанс упустить: если сейчас не выиграю, то ждать придется еще целых четыре года! А вдруг не дождешься? В Пекине я должна быть совсем другой.

Они все должны быть другими в Пекине. Иначе нам не на что надеяться. Но сколько можно с завидным постоянством крутиться вокруг медалей — рядом, но без них? Во-первых, обидно, во-вторых, вырабатывает психологическую неуверенность, в-третьих, весь труд — насмарку. Мы можем бороться. Значит, должны. Неспециалисты не вправе давать советы специалистам. У нас хватает последних. Значит, должны прорываться.

Ну а совсем напоследок — для большего оптимизма — не грех вспомнить и слова Юры Прилукова, пусть они станут для заинтересованных лиц руководством к действию.

— Если думать, что все как-нибудь само решится или что пловцам нужна только вода, которая тоже не всегда и везде есть, то никаких олимпийских чемпионов в России и не будет никогда. Нужны залы, причем очень серьезные, со специальными тренажерами, нужен врач-диетолог, нужны бассейны — везде. Много чего нужно... А что касается сборной команды — всегда требуется какой-то отрезок времени, чтобы все нормализовалось. Лишние люди выпадут, останутся только те, кто хочет и готов плыть быстро. Кто хочет бороться, не боится этого. И для кого австралийцы или американцы — не что-то устрашающее, а просто соперники. Должны быть люди, которые будут рвать всех подряд, вот и все!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру