И зомби с косами стоят

Грег НИКОТЕРО: “Мне позвонили и сказали, что нужна сотня тел, плывущих по реке”

5 августа 2005 в 00:00, просмотров: 324

“Особое мнение”, “Убить Билла”, “От заката до рассвета”, “Призраки Марса”, “Зеленая миля”, “Крик”, “Кошмар на улице Вязов”, “Хэллоуин”. Список работ гримера и специалиста по визуальным эффектам Грега Никотеро можно продолжать до бесконечности. Кажется, Грег успел поработать со всеми режиссерами, составившими кинославу ушедшему ХХ веку и пришедшему ему на смену XXI.

Но имя среди профессионалов он сделал на фильмах ужасов — только там Никотеро смог развернуться на полную катушку.

О секретах мастерства, о жизни зомби и о природе ужасного Грег рассказал в эксклюзивном интервью “МК” накануне московской премьеры новой страшилки Джорджа Ромеро “Земля мертвых”.


— Грег, вы ведь не в первый раз делаете зомби в кино?

— Да, я уже работал с Джорджем Ромеро в картине “День мертвецов”. Тогда мы решили довести зомби до состояния разложения, используя коричневую краску и гнойники. В “Земле мертвых” мы использовали другую палитру — болезненные бледно-желтые цвета — и сделали накладки на скулы, носы, чтобы лица выглядели опухшими и набрякшими. У каждого зомби в глазах контактные линзы, придающие взгляду безжизненность. Мы разработали 12 разных типов внешности. У кого-то кровавые пятна на фоне желтой бледности, у кого-то очень мутный и больной вид. Некоторые выглядят почти как обычные люди.

Помимо этого мы наделали кукол, пять разных типов внешности для очень истощенных зомби, в которых невозможно превратить людей-актеров: без носов, челюстей, с радиоуправляемыми головами. Некоторые зомби посвежее, некоторые уже в серьезной стадии разложения. Еще мы использовали черно-серые зубные протезы и придумали делать черные ополаскиватели, чтобы языки чернели. Когда они открывают рты, там ничего красного, только кровь.

— Вы копировали какие-нибудь фильмы ужасов?

— Нет, Джордж Ромеро — человек, придумавший жанр фильмов про зомби. Он хочет, чтобы поклонники выходили из кинотеатра и чувствовали, что не зря потратили деньги. Можно пойти посмотреть “Обитель зла”, но все знают, что родоначальник жанра — Джордж. “Земля мертвых” — очень амбициозный фильм. Здесь не просто съемки в торговом центре или ракетной шахте. Действие происходит во внешнем мире, в даунтауне Питтсбурга.

— Трудно сегодня напугать зрителей?

— Существует разница между кровавыми эффектами, эффектами грима и шрамами. У Джорджа потрясающе устроены мозги, он придумывает массу мелочей, которые нагоняют ужас на зрителя. Мне кажется, самым большим испытанием для зрителей будет количество зомби и их внешний вид. Нам было очень тяжело, потому что каждый зомби должен выглядеть ужасающе. Если у тебя 150 зомби, ты никогда не знаешь, когда тот или иной из них окажется перед камерой. Когда одного из персонажей кусают в шею, потом в запястье, потом его опрокидывают, исчезает рука, потом нога, потом все остальное — это долгий пугающий процесс. Зомби не могут есть много, поэтому, когда к ним в руки кто-то попадает, они откусывают от него по кусочку, и это получается на экране очень здорово.

Я сказал Джорджу: “Было бы здорово делать сцены с укусами именно в тот момент, когда зритель говорит себе: “Отлично, я все увидел, больше я смотреть на это не намерен”. Мы так и сделали — пропустить укус невозможно. А если и пропустите, то звуковой фон фильма — рвущий звук, сломанные кости, вырываемые руки — услышите обязательно. Было интересно смотреть текущий съемочный материал вместе с другими людьми, потому что они говорили, что это очень страшно. Джордж свободно манипулирует эмоциями зрителей.

— Сколько времени занимал грим одного зомби?

— Примерно два часа на каждого индивидуального зомби. Это зубные протезы, контактные линзы, прическа. Нельзя взять девушку с красивыми волосами, превратить ее в зомби, а про волосы забыть. Нужно придать ей вид полуразложившегося трупа во всем. Дело в том, что зомби живут под открытым небом, поэтому волосы у них всегда свалявшиеся, свисающие на лоб, грязные, спутанные.

— У вас есть любимый момент в фильме?

— Ой, там много такого, что мне очень нравится. Самый первый кусок фильма очень здорово сделан. Там есть новичок в отряде партизан, и он не знает, что ему делать. Он член группы убийц зомби, они подъезжают к винному магазину и хотят взять оттуда что-нибудь. Но за стойкой скрывается зомби. Мы это сняли так: он нагибается, и зомби хватает его за руку. Он пытается выдернуть руку, а зомби начинает драться, откусывает у него большой кусок кожи с мясом. Как мы это снимали! Кровь текла, было ощущение, что кровь просто взорвалась, и эта отрываемая плоть… Было очень забавно, что когда Азия Ардженто, которая играет главную героиню, посмотрела на монитор и застонала от отвращения.

— Правда, что вы отказались от работы в “Войне миров” ради “Земли мертвых”?

— Да, так и было. Мне позвонили и сказали, что нужна сотня тел, плывущих по реке, в то время как треноги разрушают город. Это было всего за две недели до начала съемок “Земли мертвых”. Я просто не мог успеть в оба места.

— У вас гигантская фильмография, какая работа вам дороже?

— К настоящему моменту я сделал 400 фильмов, работал со всеми, от Сэма Райми до Спилберга. “Зловещие мертвецы-2”, “Армия тьмы”, “Убить Билла” Квентина Тарантино, работал с Робертом Родригесом и Уэсом Крейвеном. Это просто роскошь — работать с теми, кто вдохновлял меня, когда я был ребенком. Например, стоять на площадке у Спилберга, смотреть, как он снимает “Особое мнение” и обсуждать с ним, как он сделал тот или иной момент в “Челюстях”.

И с такими ребятами, как Квентин, работать тоже одно удовольствие. Я сделал все его фильмы. Во время съемок “Бешеных псов” он написал сценарий “От заката до рассвета”. Квентин сказал: “Я напишу этот сценарий бесплатно, а ты сделаешь эффекты для “Бешеных псов” тоже бесплатно”. Так и договорились. Сначала у него был бюджет 30 тысяч долларов и друзья-актеры. Потом они заполучили Харви Кейтеля, и “Бешеные псы” стали “Бешеными псами”. Затем мы сделали “От заката до рассвета” с Робертом Родригесом. Я вам скажу, что наблюдать их профессиональный рост очень здорово — я говорю про “Убить Билла”, над этим проектом мы работали два года. Съемки одного эпизода в японском ресторане заняли больше времени, чем всей “Земли мертвых”. Он снимался в Пекине в течение девяти недель.

— Все же что такого особенного в этих фильмах ужасов?

— Если вы молоды и впечатлительны, вы с удовольствием беретесь за подобную работу. Кроме того, я вырос в Питтсбурге, который можно назвать родиной зомби. Говорю вам, из жителей Питтсбурга получались самые лучшие зомби, это у них в крови. Нет ни одного человека в Питтсбурге, который после просмотра “Ночи живых мертвецов” не встал бы перед зеркалом, чтобы прикинуть, получится у него быть зомби или нет. Сейчас все не так. Джордж иногда говорит мне: “Где ребята, готовые на убийство, чтобы оказаться здесь?” Сейчас мне приходилось иметь дело с людьми, от которых слышишь что-нибудь вроде: “Вы же не намажете этим мои руки, правда?” Им приходится говорить: “Так, открой рот, мы туда зальем черную кровь”. На что они отвечают: “Вы больше никогда не увидите мой рот”.

5 САМЫХ СТРАШНЫХ ФИЛЬМОВ

“ЧУЖОЙ” (Alien), 1979

ЗВЕЗДЫ: Ридли Скотт (режиссер), Сигурни Уивер.

ЧЕМ ВОСХИЩАТЬСЯ: Облик Чужих — настоящий прорыв в кинотехнологиях. Они пугают не по-детски.


“СИЯНИЕ” (The Shining), 1980

ЗВЕЗДЫ: Стэнли Кубрик (режиссер), Джек Николсон, Стивен Кинг (автор новеллы).

ЧЕМ ВОСХИЩАТЬСЯ: Изысканная смесь интеллектуального триллера от Кубрика, низменного жанра от Кинга и неподдельного безумия от Николсона.


“ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА” (The Exorcist), 1973

ЗВЕЗДЫ: Уильям Фридкин (режиссер), Макс фон Сюдов.

ЧЕМ ВОСХИЩАТЬСЯ: Фильм стал реальностью — после съемок погибло четыре человека, двое сошли с ума.


“НЕЧТО” (The Thing), 1982

ЗВЕЗДЫ: Джон Карпентер (режиссер), Курт Рассел.

ЧЕМ ВОСХИЩАТЬСЯ: Момент отделения чужих от своих никогда еще не был затянут. Кровь стынет в жилах.


“НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ” (Night of the Living Dead), 1968

ЗВЕЗДЫ: Джордж А.Ромеро (режиссер).

ЧЕМ ВОСХИЩАТЬСЯ: Первый фильм из многочисленных историй Ромеро про зомби. В своем жанре шедевр во всем — от грима до количества пролитой крови.






Партнеры