SOS: курская аномалия на Тихом океане

Август — черный месяц для нашего подводного флота

6 августа 2005 в 00:00, просмотров: 443

12 августа 2000 года во время учений затонул атомоход “Курск”, в ночь на 30 августа 2003 года — подлодка “К-159”, следовавшая на утилизацию. И вот — новое ЧП. На этот раз бедствие терпит спасательный батискаф, на борту которого 7 человек. А страна, как и пять лет назад, напряженно следит за новостями — спасут? Или получится как всегда?.. Ведь счет идет на часы, а помощь в лучшем случае может подоспеть только через 2 дня.

— Днем 4 августа в ходе плановых работ в акватории бухты Березовая в 75 км от Петропавловска-Камчатского подводный аппарат “АС-28” задел винтом фрагмент рыболовецкой сети, — рассказал “МК” начальник пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало. — При попытке освободиться сеть намоталась на винт — и подводный аппарат зацепился за трос. Люди на борту батискафа одеты в утеплительную одежду.

Разработчики аппарата утверждают, что запасов воздуха хватит не более чем на 24 часа.

В пятницу в спасательных работах было задействовано около 10 российских судов, но что они могли предпринять без точного плана действий? Учитывая ошибки с “Курском”, военные сразу же обратились за помощью к Японии — они выслали спасательное судно “Чиеда”. Но оно сможет прибыть к месту происшествия не раньше понедельника.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Затонувший батискаф имеет объем 110 куб. м

Длина аппарата 13,5 м, высота 5,7 м

водоизмещение — 55 куб. м

глубина погружения рабочая — 1000 м

автономность жизнеобеспечения — 120 ч

со спасенными — 10 ч

вооружение — отсутствует

экипаж — 3 человека (+20 спасенных).

Построен на заводе “Красное Сормово” в 1989 году.


— Из Приморья вышло спасательное судно “Саяны”, оно дойдет в течение трех суток, — говорит Дыгало. — Мы обратились и к Тихоокеанскому флоту США... Судно “КИЛ-168” производит траление — чтобы зацепить трос, который задел аппарат.

Начальник пресс-службы Тихоокеанского флота Александр Косолапов сообщил, что с экипажем ведутся постоянные переговоры по технической связи (голосовой связи с моряками нет). По его словам, паники среди терпящих бедствие моряков нет — в батискафе находятся только кадровые офицеры и мичманы. Все они чувствуют себя нормально.

По последней информации, терпящий бедствие батискаф планировали отправить в ремонт в ноябре нынешнего года.

В прошлом году в одном из интервью газете “Красная звезда” начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФа рассказывал, что они сегодня в любой момент ждут аварий. Средств спасения у службы не хватает. А те суда, которые находятся на плаву, выслужили все допустимые сроки эксплуатации. Поэтому учения по спасению проводятся нечасто. Но главком ВМФ Куроедов заставляет регулярно проводить тренировки по выводу экипажа подводной лодки из затопленного положения через торпедный аппарат. Командиры сопротивляются, т.к. любая учебная спасательная операция может превратиться в реальную. Спасать потребуется уже самих спасателей. Видимо, именно так и произошло на сей раз.

“МК” пообщался со специалистами КБ “Лазурит”, разрабатывавшего самоходный глубоководный аппарат проекта 1855 “Приз”. Инженеры отмечают, что автономное жизнеобеспечение батискафа рассчитано на 120 часов, если на борту находятся только трое штатных членов экипажа.

— Семерым воздуха хватит на 30-35 часов, — утверждают конструкторы. — С учетом индивидуальных дыхательных пакетов, которыми батискаф должен быть оборудован (из расчета на 23 человека), люди должны продержаться двое суток.

Сотрудники “Лазурита” во главе с главным инженером предприятия Анатолием Иванжиным вчера собрали экстренное совещание, на котором разрабатывались рекомендации по спасению СГА. По мнению разработчиков, если аппарат лег на дно, то эвакуация моряков через шлюзовые камеры может быть сильно затруднена: они у “Приза” находятся внизу. Да и двухсотметровая глубина не позволит подниматься самостоятельно. Скорее всего потребуется помощь другого подобного батискафа, который мог бы срезать с винта “СА-28” пресловутую сеть. Даже если поврежден маршевый движитель, батискаф сможет подняться самостоятельно, так как он оборудован автономными подъемными устройствами.


МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Капитан первого ранга Владимир ГРИВНОВ:

— Почему все катастрофы на флоте происходят в августе?

— Именно в это время начинаются все основные учения. Теперь так: если учения — жди беды. Аппарат “АС-28” (автономный снаряд) это литая колба. Снизу она пустая, а сверху с отверстиями, предназначенными для проведения спасательных работ. Об этих аппаратах много говорилось, когда пытались поднять моряков “Курска”. Эти аппараты хотели пристыковать к комингс-площадке — стальному кругу, расположенному около люка при входе в лодку. Из люка члены экипажа подлодки по очереди могли бы перейти в этот аппарат. Тогда это не получилось. Сейчас на учениях в районе Камчатки отрабатывалась подобная ситуация.

— Что это за аппарат?

— “АС–28” был одним из двух аппаратов, которые переоборудовали и отремонтировали пару лет назад. На Тихоокеанском флоте их два. Во время ремонта им заменили телеаппаратуру, гидроакустические аппараты и еще что-то по мелочам. Но современным этот аппарат назвать нельзя. Их начали проектировать в 60-х годах.

— Какой прогноз на спасательную операцию?

— Пока их пытаются достать якорными цепями. Все это очень примитивно. Ситуация очень похожа на “Курск”. На ТОФе есть уникальное спасательное судно “Алагез” — единственное в мире такого класса. Но оно все время ремонтируется. Когда случилась трагедия “Курска”, это был единственный спасательный корабль на флоте, который мог бы тогда вытащить моряков, опуская вот такие снаряды, как “АС–28”. Если бы этот “Алагез” сейчас был на плаву, то он мог бы спасти моряков. Главное — непонятно, почему они не могут “продуться”.

— Что это значит?

— То есть вытеснить балластную воду из баков, благодаря которой они опускаются. “АС–28” опускается так же, как подлодка: принимается балластная вода в цистерны, аппарат тяжелеет и опускается. Вытесняют эту воду воздухом, постепенно его стравливая. После чего облегченный аппарат всплывает. Вот почему он не может всплыть — непонятно. То, что они намотали на винт сети и повредили винт, — это еще полбеды. Главная беда в том, что они не могут всплыть.


Контр-адмирал Василий ВОРОБЬЕВ, главный спасатель ТОФ:

— Какими средствами спасения располагает управление поисковых и спасательных работ Тихоокеанского флота?

— Спасательная лодка “Ленок” давно списана на металлолом. Новейший спасательный буксир “Николай Чикер” сдан в аренду ОАО “Совфрахт” до декабря 2005 года с условием надлежащего текущего и среднего ремонта и возможностью беспрепятственного привлечения к участию в спасательных операциях.

Катастрофическое, по словам Василия Валентиновича, положение с обеспечением подводников спасательным снаряжением: гидрокомбинезонами, дыхательными аппаратами, блоками подачи воздуха. Они давно выслужили установленные сроки. Надо закупать новые, но один комплект стоит 180—200 тыс. рублей.


Вице-адмирал запаса Юрий СУХАЧЕВ, бывший командующий флотилией атомных подлодок, участник спасательных операций.

— Случались ли аналогичные происшествия с батискафами?

— Были в основном удары о дно. Но такой ситуации, чтобы запутывался аппарат, — не было. Обстановка у них там сейчас тяжелая, но я не думаю, что безвыходная. Сейчас работают аппараты “Тайгер” — они снимают мониторинг и видеоинформацию передают наверх. Так что надежда есть.

— Для чего предназначен этот батискаф?

— Для спасения подводников с затонувших лодок, но также может и другие работы выполнять. Моряки могли спуститься для гидротехнических работ, например, кабель поправить, трубопровод, что-то поднять с грунта или что еще.

— Почему в зоне работы батискафа оказались рыболовецкие сети? Они браконьерские?

— Вовсе не обязательно. Вы даже не можете себе представить, чего только на дне не лежит! Кто-то ставил сеть, ее оборвало, кусок болтался между дном и поверхностью, они в ней и запутались.

— Для спасения “Курска” собирались использовать аппарат “колокол” — здесь его применение возможно?

— Возможно.

— А в России он есть?

— Должен быть. Вообще этот батискаф сам работает в режиме “колокола”, только намного сложнее. В “колокол” входит один человек, в “АС-28” — больше десятка. У него два выхода — снизу и сверху. Кислородных баллонов нет, так как кислород — взрывоопасный газ. У него имеются баллоны с обычным атмосферным воздухом и регенеративные установки, которые выдыхаемый воздух очищают и обогащают кислородом, за счет чего срок пребывания под водой увеличивается.


СПРАВКА "МК"

ГДЕ ОТЛИЧИЛИСЬ БАТИСКАФЫ СЕРИИ АС

— участие в поиске южнокорейского самолета “Boeing-747”, сбитого в воздушном пространстве СССР 1 сентября 1983 г. и упавшего в Охотском море (“АС-14” и “АС-19”);

— обследование места катастрофы теплохода “Адмирал Нахимов” на глубинах 40—60 м в 1986 г. на ЧФ (“АС-4” и “АС-11”);

— допоиск и подъем вертолета “Ка-27” с глубины 150 м в 1987 г. на СФ (“АС-22” и “АС-25”);

— допоиск и подъем узлов и деталей самолета “Як-38” с глубины 11 м в 1987 г. на ТОФ;

— поиск и подъем вертолета “Ка-27ПС” с глубины 235 м в феврале 1992 г. на СФ (“АС-34” и “АС-25”);

— подъем оружия (за период 1972—1989 гг. с помощью ПА на всех флотах поднято более 50 ед.).


АВАРИИ С БАТИСКАФАМИ

29 августа 1973 г. — в 240 километрах к юго-востоку от Ирландии затонул батискаф “Пайсис III”. Двое исследователей в течение 76 часов находились в аппарате на глубине 480 метров. Батискаф был поднят на поверхность лишь 1 сентября.

18 августа 2000 г. — во время проведения спасательных работ в Баренцевом море при погружении к затонувшей на 100-метровой глубине подлодке “Курск” один из батискафов стал неожиданно заполняться водой. Экипажу была дана команда на экстренное всплытие, и в полузатопленном состоянии батискаф был поднят наверх.

КАК НЕ СПАСЛИ “КУРСК”

Спасательная операция началась только спустя 4 дня после того, как на “Курске” произошел взрыв, потому что на Северном флоте не было ни оборудования, ни специалистов, которые могли бы вытащить запертых в подводном гробу людей. Тогда еще не опускался к лодке батискаф, который мог “присосаться” к люку, чтобы в него перешли люди.


Как хотели спасать “Курск” англичане

По планам англичан, после того как на место катастрофы прибудет норвежское судно обеспечения “Норман Пайонер”, с него будет спущена беспилотная мини-подлодка “Скорпио”. Она уточнит положение “Курска” на дне. Затем наступит очередь спасательной субмарины LR-5, которая должна будет присосаться к шлюзовой камере “Курска”, используя “пересадочный рукав”, выдерживающий давление воды. После этого насос LR-5 должен откачать воду из “рукава”, заполнив его воздухом. Тогда можно будет открыть люк для перехода моряков с атомохода.


Как хотели спасать “Курск” норвежцы

Снять первый люк “Курска”. Водолазы с помощью специальной аппаратуры замеряют давление за вторым люком (лодка оборудована двумя люками — внешним и внутренним). Если внутри лодки сохранились так называемые воздушные подушки, работы можно производить по запланированному сценарию. Спасательный аппарат, например LR-5, состыковывается с помощью норвежских водолазов с первым, уже открытым люком. Из шлюза, который находится между первым и вторым (закрытым) люками, откачивается вода, давление уравнивается с тем, что внутри спасательной мини-подлодки. Члены экипажа из мини-подлодки перебираются по шлюзу внутрь “Курска”. Моряки транспортируются по налаженному “коридору”: через внутренний люк и шлюз — на LR-5, а оттуда незамедлительно в глубоководный “колокол”, присоединенный с другой стороны к той же подлодке. Затем спасенных в “колоколе” поднимают наверх, на палубу надводного судна.


Что такое “колокол”?

Это специальное устройство для работы водолазов на глубине 120—160 метров. Его главное назначение — доставить водолазов до места работ. Это замкнутый герметичный объем, по форме он действительно чем-то напоминает колокол. Устройство вместе со специальной платформой опускается на грунт. Водолазы покидают “колокол” и производят необходимые работы. Смесь для дыхания водолазы получают от “колокола” через шланги.

С помощью “колокола” можно выводить подводников из затонувших подводных лодок. Это, пожалуй, его основное назначение. Спасение при помощи “колокола” возможно, если подводники могут самостоятельно покинуть корабль в специальных дыхательных аппаратах. Вышедших из лодки принимают водолазы, помещают в “колокол” и поднимают на поверхность. Есть специальный спасательный водолазный “колокол”, так называемый большой спасательный, он может поднять на поверхность до пятидесяти подводников. Этот колокол опускается на люк затонувшей подводной лодки, давление внутри “колокола” и давление внутри подводной лодки уравниваются. Открываются люки, подводники переходят в “колокол”, люк закрывается, и люди поднимаются на поверхность. Затем их всех помещают в большую барокамеру. Предельная глубина для спасения подводников с помощью водолазного “колокола” — 120 метров.


Как поднимали “Курск”

Операция по подъему АПЛ “Курск” проводилась в 2001 году с использованием технологии компании “Маммут” (Нидерланды). При помощи металлических тросов подлодка была прикреплена к днищу баржи “Гигант” и отбуксирована в плавдок в Рослякове (Североморск).

Также хотят поднимать и АПЛ “К-159”. Сложность только в том, что “К-159” лежит на глубине около 300 метров (“Курск” лежал на глубине 110 метров).






Партнеры