Ах, мой милый Андерсен

Лучшие иллюстрации к годовщине сказочника

8 августа 2005 в 00:00, просмотров: 182

Редкий случай для суетливых москвичей — поднять голову, взглянуть на небо под стеклянной крышей и окунуться в мир детства. Посредством иллюстраций более полусотни художников, которые соединила в литературном музее Пушкина выставка “H.C. Andersen и русские иллюстраторы”.


— На много-много миль вокруг вода да небо, опрокинувшееся, точно огромный стеклянный купол, — льются из динамиков строки “Русалочки”. Книг Ханса Кристиана на стендах — великое множество: от дореволюционных до современных, еще пахнущих типографской краской. В России никогда не забывали этого сказочника — тому свидетельством миниатюрный сборник выпуска 1918-го. А в 1945-м “Детиздат ЦК ВЛКСМ” выпускает “Гадкого утенка” и “Соловья”. — Декабрь 1942-го. Топится буржуйка. Мама при свете огня читает сказку. В момент, когда умирающему императору искусственная птица не может сохранить жизнь, и прилетает соловей. Мы с братом рыдаем. И забываем, что война, холодно и голодно, — вспоминает художник Сергей Алимов.

Иллюстрации разместились в четырех залах цокольного этажа. В первом — мэтры: Чижиков, Гольц, Скобелев, Кокорин. Коридор с фотопейзажами датского королевства ведет к современным художникам, чьи яркие работы находятся в нескучном окружении собратьев из керамики. Что до скульптур, то на выставке представлены эскизы памятников, один из которых в скором времени появится в Москве. Самый изящный — совместный проект Рукавишникова, Балашова, Тугаринова и Губанова. Печальный образ писателя с пером в руках, похожим на рыбу, шагает по полусфере. Замыкает круг зал, где китайский император Мазурина в стиле восточного каллиграфа встретился с утомленной блондинкой — “Принцессой на горошине” Архиповой и офортами Бориса Диодорова, выполненными с ювелирной тонкостью — на них видны даже воздушные пузырьки подводного царства “Русалочки”.

Какие же сказки в фаворе у русских иллюстраторов? По количеству тематических серий лидирует “Дюймовочка” (11). 2-е место — “Стойкий оловянный солдатик” (9). 3-е — “Снежная королева” (7). Отсюда вывод, что никаким треволнениям не сломить наших художников. Они готовы, как и в любимых сказках, бороться, терпеть неудачи с надеждой на чудо, сгореть во имя любви. А сердце у них нежное, хоть и не оловянное…




    Партнеры