Стенограмма пресс-конференции в «MK»

Министра информационных технологий и связи Леонида Дододжоновича Реймана

5 июля 2005 года, 13.00


Ведущий пресс-конференции - Гусев Павел Николаевич – главный редактор газеты «Московский комсомолец».


Гусев П.Н.: Дорогие друзья, я думаю, что Леонида Дододжоновича Реймана представлять особо не надо. Он, наверное, одна из самых известных сегодня и в политике, и государстве фигур, которая имеет отношение ко всему, что связано и с телекоммуникациями, и со связью, и с прессой, и со многими-многими вопросами, которые всех волнуют. Ну и, конечно же, это огромная отрасль, которая занимается бытовыми вопросами, связанными с нашей телефонизацией. Леонид Дододжонович, Вам вступительное слово.

Рейман Л.Д.: Спасибо большое, Павел Николаевич, за такое представление. Я надеюсь, что наша отрасль информационно-коммуникационных технологий действительно сегодня является отраслью, которая заслуженно привлекает большой интерес. Действительно, она включает в себя самые современные информационные технологии, о которых сегодня говорит весь мир, ведь мы сегодня живем в 21 веке, в веке информационного общества. А также такие традиционные аспекты отрасли как почта, которые, несмотря на их достаточно большой возраст, никак не потеряли свою актуальность, и больше того — в будущем информационного общества они будут играть очень значимую роль. Отрасль информационных технологий развивается в мире очень активно, и в России она тоже очень активно развивается. Россия сейчас является лидером развития телекоммуникационных инфраструктур и услуг. И при этом нужно сказать, что сегодня развитие целого ряда телекоммуникационных сегментов впечатляет и по количеству и по плотности распространения услуг. И сегодня нам приходится решать целый ряд задач, который связан в первую очередь с тем, чтобы эти услуги были доступны всем жителям России, во всех ее уголках. И с тем, чтобы качество этих услуг отвечало требованиям современной жизни. Вот сегодня утром состоялась встреча в Совете Федерации, в рамках которой обсуждались механизмы закона «О связи», которые рыночными способами предусматривают достижение этой цели, как сделать так, чтобы везде услугами связи, услугами Интернета пользовались все наши соотечественники. Я хотел бы подчеркнуть, что значение отрасли информационных технологий и самих технологий в 21 веке очень велико. Эти технологии являются катализатором развития фактически всех сфер деятельности человека. И в то же время отрасль информационных технологий является производящей отраслью, она производит услуги, производит программные продукты, игры и многое другое, что само по себе является продуктом, и очень востребованным на сегодня продуктом. И в этом, наверное, есть суть перехода к информационному обществу. И поэтому одной из актуальных задач, которые сегодня решает наше министерство, является поддержка области IT и системы мер поддержки отрасли. В январе текущего года в Новосибирске состоялось очень важное событие — совещание под руководством Президента РФ Владимира Владимировича Путина, на котором рассматривались вопросы поддержки отрасли информационных технологий. И в рамках поручений, которые были даны Президентом на совещании, мы двигаемся вперед, развиваем отрасль информационных технологий и целый ряд программ. Например, государственная программа развития IT-парков в России. Вопросы по созданию венчурных фондов, которые будут поддерживать начинающие компании, работающие в области информационных технологий. Все они находятся в зоне пристального внимания, о чем я на прошлой неделе докладывал Президенту. Президент принял к сведению мою информацию и предложил продолжить ту работу, которую мы ведем, и ускорить ее. Я хотел бы поблагодарить все СМИ, потому что все события, которые происходят в отрасли, находят свое отражение в прессе. Я думаю, что это одна из причин, почему отрасль так активно развивается. Спасибо. Это было краткое вступление, если есть какие-то вопросы, то я буду рад ответить.

Гусев П.Н.: Я задам сразу самый горячий вопрос Министру от читателей “МК”. За звонки с городского на мобильный придется платить или нет?

Рейман Л.Д.: На сегодняшний день часто задаваемый вопрос: почему в Европе за входящие звонки на мобильные телефоны никто не платит, а в России платят. Это связано с тем, что в Европе изначально, и по сей день действует принцип: платит тот, кто звонит. С самого начала в России нельзя было применить такой принцип, потому что оплата квартирных телефонов происходила помесячно - абонентская плата. И поэтому у нас несколько искаженная система оплаты звонков.

Вопрос журналиста: Платное телевидение и платное радиовещание. Каковы перспективы этого рынка в России?

Рейман Л.Д.: Я думаю, что этот рынок будет расширяться, он будет расширяться с введением новых технологий. На сегодняшний день существует уже достаточно устойчивый рынок платного телевидения, который связан в первую очередь с игровым кино, с различными информационными специального плана программами. Мы сегодня стоим на пороге эпохального события — внедрения цифрового телевидения. Это событие можно сравнить с введением цветного телевидения в 60-е годы. В рамках этого перехода России от аналогового телевидения к цифровому будет создано значительное количество дополнительных ресурсов, каналов. Достаточно сказать, что на базе одного метрового аналогового канала можно создать как минимум 4 цифровых канала. А с дальнейшим усовершенствованием технологий эти ресурсы будут увеличиваться. При этом мне кажется что такие общенациональные каналы, как Первый канал, Российский — по-прежнему будут оставаться бесплатными. А такие каналы, как, например, транслирующие фильмы или развлекательные, детские каналы будут платными. Соответственно, с развитием инфраструктуры телевидения, технологии таких каналов будет все больше и больше. С точки зрения радио, пока таких проработок нет. Радио пока бесплатное и живет за счет рекламы. Хотя в мире сейчас начинается новая волна — спутниковое радио, непосредственное вещание радио на приемники, пока оно тоже бесплатно, но есть идея сделать платное радио, но пока в мире это нигде не реализовано и в России тоже таких планов нет.

Вопрос журналиста: Известно, что скоро проводится у нас день почтового работника. Скажите, когда появилась идея праздника, с чем это связано? Известно, что в Санкт-Петербурге проводился почтовый форум: каковые его основные цели и результаты?

Рейман Л.Д.: Действительно, есть некоторый парадокс — почта — самый старый вид связи, а с другой стороны — праздник почтового работника один из самых молодых в отрасли связи. В России прошла традиционная 7-я «Почтовая тройка-2005» - международная конференция, которая в этом году собрала около 25 почтовых администраций со всего мира. Но из них самые большие были такие, как США, крупные европейские страны присутствовали, приехал и генеральный директор Всемирного почтового союза. Как я сказал, «Тройка» — это традиционная международная конференция, на которой рассматриваются как определенные итоги развития российской и мировой почты, так и перспективные технологии, задачи, которые стоят перед почтой. В этом году в рамках «Почтовой Тройки - 2005» была представлена выставка, связанная с новыми услугами, которые почта может предоставлять на своей инфраструктуре. Надо сказать, что большинство этих услуг связано с развитием информационных технологий. Например, пункты коллективного доступа. В России в начале 2005 года действовало на сети почтовой связи около 3 тыс. пунктов коллективного доступа в Интернет по всей территории, в конце этого года их количество планируется довести до 10 тыс. На выставке были представлены примеры технического оборудования этих пунктов. Активно развивается система платежей через отделения почтовой связи. Различного рода автоматы, которые позволяют принимать платежи, в т.ч. за коммунальные услуги и услуги связи. В общем, почта, для того, чтобы повышать свою экономическую эффективность, для того чтобы полностью соответствовать запросам, которые сегодня предъявляются к ее услугам, стремится внедрять новые современные, высококачественные услуги. Вот такие основные итоги.

Вопрос журналиста: Прокомментируйте заявление заместителя Министра экономразвития и торговли Андрея Шаронова в отношении инициативы вашего ведомства о создании IT-парков. Во-первых, по его словам это будет программа, а не закон в отношении IT-парков. Потом он говорил о том, что на переговорах с МЭРТом Вы добивались налоговых льгот для всей отрасли IT, так ли это? И третье, он заметил то, что, например, компания IBS уже начинает работу в рамках закона об особых экономических зонах, и о том, что Вы заявляли о недееспособности этого закона в отношении IT-компаний?

Рейман Л.Д.: Спасибо за вопрос. Действительно, мы считаем, что сегодня закон «Об особых экономических зонах» в том виде, в котором он существует, а он предусматривает производственные зоны и технико-внедренческие зоны, не полностью решает вопросы, которые сегодня стоят по поддержке IT-индустрии. Это не значит, что закон плохой. Он решает много других очень важных вопросов, которые связаны с организацией производства. Проблемы связаны с тем, что, например, закон об особых экономических зонах предусматривает создание новых экономических зон. А сегодня в России существует большое количество центров, которые занимаются разработкой программного обеспечения, IT-компании, которые не нужно никуда перемещать, нужно просто поддержать их развитие. И проблема у них, в общем одна. Дело в том, что в структуре себестоимости IT-компаний, которые занимаются разработкой программного продукта и предоставлением услуг, доля зарплаты составляет очень большую величину. Порядка 80%. Для сравнения у компаний, которые занимаются нефтедобычей, эта доля фонда оплаты труда - 10%. Соответственно, налоги, которые связаны с фондом оплаты труда, ЕСН тот же самый, представляет собой непропорционально большую нагрузку именно для этих компаний. И эту задачу нужно решать точечно. Потом, существуют понятные проблемы с возвратом НДС при экспорте программных продуктов. Потому что до сих пор довольно трудно определить, что такое программный продукт и трудно констатировать факт его экспорта. И возникает, соответственно, проблема, связанная с возвратом НДС. Поэтому, ни в коей мере не критикуя закон об особых экономических зонах, мы считаем, что для отрасли IT необходимы специфические меры поддержки, довольно простые. Например, такие, как упрощенное налогообложение, вмененные налоги, которые сегодня существуют в России и просто нужно распространить их действие на компании, которые занимаются IT. Компании должны брать на себя определенные обязательства: не заниматься какими-то другими видами деятельности, и в этом случае на них распространяются эти льготы. Обсуждение этого вопроса состоялось не так давно в администрации Президента, под руководством Медведева. Мы обсуждали этот вопрос и договорились, что мы постараемся выработать вместе с Министерством финансов и вместе с Министерством экономического развития и торговли взаимоприемлемые предложения, которые, с одной стороны, вписывались бы в общую систему экономическую, которой МЭРТ занимается, а с другой — устраивали бы компании отрасли ИТ. Я надеюсь, что Александр Жуков, которому было поручено курировать этот вопрос, поможет в нахождении правильного компромисса. Что касается программы поддержки IT-парков - абсолютно правильно сказал Андрей Шаронов, никакого закона нет, и мы его не планировали. Есть государственная программа развития IT-парков, точнее ее проект внесен в Правительство РФ для рассмотрения. Он также находится в министерстве экономического развития для рассмотрения, и мы считаем, что эта программа и будет основой для развития этих парков. Но при этом надо понимать, что IT-парки, только один из инструментов развития IT индустрии.

Вопрос журналиста: Расскажите, как работает новая система оплаты за стационарный телефон с повременным трафиком. По вашим расчетам, каковы сроки ее введения, и планируется ли повышение цен?

Рейман Л.Д.: Право выбора формы оплаты услуг у абонента появилась с 1 января 2004 года. К сожалению, не все регионы готовы предоставлять такое право, потому что там, где телефонные станции механические, к сожалению, биллинговые системы пока не везде функционируют. Ну, например, в Москве в полной мере абоненты могут реализовывать право своего выбора и оплачивать так, как они хотят, а в некоторых других городах - нет. С точки зрения уровня тарифов - мы считаем, что их уровень уже сегодня приблизился к экономически обоснованному. И дальнейшее повышение тарифов будет, в первую очередь, связано с инфляцией. Никаких резких повышений тарифов не планируется.

Вопрос журналиста: Хотелось бы все-таки уточнить по поводу звонков на мобильный. Я правильно понял, что те, кто решит остаться на фиксированной оплате, ничего не будут платить. А те, кто будет платить за временной трафик, они будут платить за исходящие звонки?

Рейман Л.Д.: Примерно правильно. Не нужно воспринимать это, как изменение уровня оплаты - это изменение принципов взаиморасчета операторов.

Вопрос журналиста: Это касается только абонентов стационарных телефонов, а на абонентах операторов мобильной связи это никак не отразится?

Рейман Л.Д.: Принцип взаиморасчетов операторов напрямую не связан с тем, что за звонок кто-то будет больше платить.

Вопрос журналиста: У меня два вопроса. Один меня интересует, как старого сотрудника “МК“, автора и подписчика. С каждым годом почта делает все больше и больше добавки по цене за доставку, чтобы я получал эту газету. Насколько известно, газета не увеличивает свою подписную стоимость. Но для того, чтобы мне ее подписать, мне приходится платить еще 50-70%, а то и 100% по другим изданиям. Планирует ли ваше Министерство пойти навстречу журналистам, изданиям и снизить эту цену, дотируя почту?

Рейман Л.Д.: С точки зрения доставки. Мы стараемся внимательно отслеживать вопросы доставки периодической печати: газет, журналов. Вопрос заключается в том, что, к сожалению, сегодня почтовая инфраструктура является очень большой и не всегда совершенна. Соответственно доходы почта получает только за счет тех услуг, которые она предоставляет. Конечно, приходится почте иногда повышать тарифы на предоставляемые услуги. При том, что качество услуг оставляет желать лучшего. Целый ряд программ, который у нас сегодня по почте существует, разработанные с участием Министерства и с участием Федерального агентства по связи, направлены на то, чтобы эту ситуацию решить. В частности, например, в Москве и Санкт-Петербурге началось создание сортировочных центров. Это одна из тем, которые обсуждались на «Тройке». Сортировочные центры позволят автоматизировать сортировку отправлений и резко сократить время обработки сообщений. Мы планируем, что время прохождения письма по Москве сократится до одного дня. Но это я привел в качестве примера. Доставка печати находится в постоянном внимании, и мы анализируем ситуацию, планируем меры по сокращению стоимости и повышению качества доставки.

Вопрос журналиста: Насколько я знаю, вы пользуетесь компьютером в своей работе, но, наверное, набираете все 2-4-мя пальчиками. Скажите, почему такое происходит в нашей стране, вот в Америке 74% населения полностью владеют компьютерной грамотностью. «МК» об этом писал, что пора бы научиться вводить информацию нормально и быстро. ОАО “Связьинвест”, который вы хорошо знаете, приобрел на огромную сумму совершенно новую технику, для того чтобы все делать быстрее. Но ведь, эти же девочки будут вводить информацию 2 пальцами. И когда я говорил с руководством ОАО “Связьинвеста”, они говорят, что да, нужно, но как же учить во время работы. Наверное, нужно учить во время работы. Ваше мнение?

Рейман Л.Д.: Справедливости ради нужно сказать, что я действительно, набираю не всеми пальцами. Не двумя, но скорость набора оставляет желать лучшего. Я с вами согласен, что необходимо обучение. В Министерстве сегодня существует программа: 100% работников в Министерстве проходят переподготовку по ликвидации компьютерной безграмотности, в том числе и совершенствованию машинописи, т. е. повышение скорости.

Вопрос журналиста: Скажите, пожалуйста, когда будет проведен первый конкурс по универсальной услуге? Когда появятся коды выбора оператора дальней связи?

Рейман Л.Д.: Мы готовы проводить первые конкурсы, начиная со следующей недели. Часть регионов нам уже прислали информацию. Сегодня было совещание в Совете Федерации, мы попросили сенаторов помочь нам в получении информации от регионов для того, чтобы можно было проводить эти конкурсы более оперативно. Я считаю, что первые конкурсы мы объявим в июле месяце этого года. Дальше по постановлению Правительства у нас будет 20 дней на подачу заявок, 20 дней на проверку и т. д. Все в соответствии с постановлением Правительства. С точки зрения 2-го вопроса — по демонополизации сегментов дальней связи, коды доступа — это вы имели в виду? Нормативные документы в соответствии с постановлением Правительства вступят в силу с 1 января 2006, и все абоненты смогут полностью реализовывать свое право. Но я еще раз хотел для всех сказать, что у абонента есть право либо сразу определить, из имеющихся предложений оператора дальней связи, либо сказать, что при каждом звонке он будет сам выбирать этого оператора. Если он считает, что он будет при каждом звонке выбирать оператора, тогда он должен при каждом звонке набирать дополнительные 2 цифры, с помощью которых он будет выбирать, с помощью какого оператора дальней связи данный звонок будет совершен.

Вопрос журналиста: В отношении виртуальных операторов связи, как Вы будете регулировать их работу?

Рейман Л.Д.: Что касается виртуальных операторов, мы за то, чтобы эти операторы были в сети. Сегодня развитие рынка мобильной связи достигло такого уровня, когда эти виртуальные операторы могут принести большую пользу в дальнейшем развитии рынка.

Вопрос журналиста: У меня вопросы по ОАО «Связьинвест». Какие сроки его приватизации, сколько может стоить приватизационный пакет и входит ли туда «Ростелеком»?

Рейман Л.Д.: На сегодняшний день проект указа Президента РФ по приватизации ОАО “Связьинвест” был внесен в Министерство экономического развития и торговли и Правительство РФ, его вернули на дополнительную проработку, определили вопросы, которые необходимо решить, и Министерство экономического развития сейчас работает над этим вопросом. Соответственно, о сроках можно будет говорить после того, как указ будет подписан, потому что это будет являться первой отправной точкой, от которой будут в соответствии с законом исчисляться другие сроки. Что касается стоимости “Связьинвеста”. Стартовую стоимость можно рассчитать, если посмотреть стоимость входящих в него 8 дочерних компаний. Они все котируются, в Интернете есть информация о стоимости этих компаний и можно определиться, исходя из этой стоимости. И третий вопрос по “Ростелекому”. В сегодняшней модели приватизации “Ростелеком” участвует.

Вопрос журналиста: А какие-нибудь зарубежные инвесторы будут участвовать?

Рейман Л.Д.: Конкурс открытый, все желающие могут участвовать.

Вопрос журналиста: Мне хотелось бы вернуться к выступлению Андрея Шаронова и попросить Вас прокомментировать такой момент: он, говоря о технопарках и об IT-компаниях, сказал, что упрощенный режим налогообложения приведет к тому, что будут образовываться налоговые дыры. Скажите по этому поводу, какие компромиссы Вы будете искать или какие-то средства убеждения будете использовать?

Рейман Л.Д.: Вы знаете, злоупотребления существуют и существовали всегда и везде. Но если исходить только из них и заранее считать, что все будут нарушать, то тогда трудно жить. Мы все-таки исходим из того, что компании будут придерживаться разработанного порядка. Мы предполагаем принцип, так называемого, декларирования. Имеется в виду, что компания, которая хочет получить соответствующие налоговые льготы, должна декларировать это в налоговой инспекции, но при этом они добровольно на себя берут определенные ограничения: не заниматься дополнительными видами деятельности, например, добычей угля, или еще чем-то. После того, как они добровольно возьмут на себя ограничения им предоставляются специальные налоговые режимы. У нас в стране существует целый ряд органов, которые должны проверять соблюдение и исполнение налогоплательщиками этих налоговых режимов. Будем надеяться, что злоупотреблений не будет. Но, мы по-прежнему считаем, что отрасль IT в мире сегодня является самой быстрорастущей. Она растет быстрее, чем нефтедобыча. В России, исходя их того потенциала людей, который сегодня в ней существует, есть возможность занять в международном разделении труда значительную нишу, значительную долю: и по производству программного продукта и по предоставлению услуг. Сегодня, поскольку налоговый режим не благоприятствует этому, происходит отток как специалистов, так и компаний за рубеж, на самом деле не так далеко, в ту же самую Украину. Мы хотим создать режим, при котором компании будут развиваться на территории России. Иметь капитализацию, расти, иметь клиентов, в том числе и иностранных. На это и направлены те действия, которые мы предпринимаем.

Вопрос журналиста: Я хотел бы вернуться к вопросу оплаты звонков со стационарных телефонов на мобильные. Давайте на конкретном примере: у меня есть дома стационарный телефон, за который я плачу около 150 рублей в месяц. За звонки на мобильные номера как федеральные, так и прямые - городские - я не плачу. Ранее сообщалось, что с 1 июля будет вводиться оплата звонков на мобильные телефоны с оплатой 1 минуты рубль с чем-то. Ответьте на вопрос, когда появится выбор, о котором Вы говорили, когда я буду платить за звонок на мобильный, и сколько это будет стоить — первый вопрос. Второй вопрос. Я знаю, что в Польше и других странах входящие звонки на мобильные телефоны из любой точки земного шара бесплатные, российские операторы берут деньги за входящие звонки. Когда у нас будет такая цивилизованная европейская система по входящим звонкам из любой точки земного шара?

Рейман Л.Д.: Как я уже сказал, в Москве вы имеете возможность на сегодня — пойти в свой телефонный узел и сказать, что вы не хотите платить фиксированную плату, хотите перейти на повременную оплату. Вам предложат тарифы: сколько вы должны платить за минуту, сколько за межгород, сколько днем, сколько ночью, потому что там скидки существуют. Вы можете с этим согласиться и не согласиться. Если вы согласитесь, вы подпишете договор, и с момента вступления его в силу будете производить оплату по другой схеме.

А второй вопрос, это то, о чем сейчас идет речь и совершенно неправильно трактуется. Речь идет о том, что сегодня операторы, которые предоставляют услуги местной связи, например, та же самая московская городская телефонная сеть, не платят операторам мобильным за исходящие звонки. Соответственно мобильные операторы плату за эти звонки берут со своего абонента, как за входящие, так и за исходящие. Мы считаем, и это наша задача - ввести такую систему взаиморасчета с оператором, чтобы операторы платили за встречный трафик. И каждый платил за свой трафик, который он пропускает на конечного оператора. Это та модель, которая действует сегодня во всем мире и которая позволяет операторам не брать плату за входящие звонки. Как только мы эту задачу решим, так сразу и не будет платы за входящие звонки.

Гусев П.Н.: В разных странах по-разному видят отношение государства к почтовому служащему, к почте. Возможна ли в России приватизация почты, как ведомства? Или государство нацелено, и Вы в частности, на то, чтобы это ведомство всегда оставалось государственной службой?

Рейман Л.Д.: Вы знаете, всегда — это очень длинное понятие. Во всяком случае, на сегодняшний день, я считаю, что приватизации почти ничего хорошего не даст, и мы не рассматриваем приватизацию почты. Мы считаем, что почта должна быть сегодня государственной структурой и работать как государственная. Единственное, что она должна быть экономически эффективной структурой и все преобразования, которые в почте происходят, они направлены, прежде всего, на это, чтобы она максимально качественные услуги предоставляла по минимальной цене – вот это цель. Я думаю, что на ближайшее время вопрос приватизации почты не стоит.

Вопрос журналиста: Механизм внедрения универсальной услуги предусматривает компенсацию операторам расходов на оказание услуг связи в убыточных населенных пунктах. Когда начнется формирование этого фонда, т. е. когда с операторов начнут собирать 1,2%. Не будут ли завышены затраты операторов, которые они декларируют, оказывая эту универсальную услугу. Кто за этим будет следить? И хватит ли ожидаемых денег фонду для финансирования всей этой работы? Если не хватит, то как будут определяться приоритеты, кто-то первый получит компенсацию и в каком количестве?

Рейман Л.Д.: При расчете нормы отчислений — 1,2%, как вы сказали, мы исходили из того, что до 2008 года, т. е. за 3 года, мы телефонизируем все населенные пункты. Один таксофон должен быть установлен таким образом, чтобы до него было не более часа ходьбы. И в поселениях численностью больше 500 человек должен быть создан пункт коллективного доступа в Интернет, с количеством рабочих мест не менее 2-х. Исходя из этого, рассчитана сумма, которая необходима, и из этого рассчитаны отчисления — 1,2%. Тарифы на универсальные услуги являются государственно регулируемыми тарифами, их будет определять в соответствии с Постановлением Правительства РФ Федеральное агентство связи. Эти тарифы должны, с одной стороны, обеспечивать доступность услуги пользователям по цене, а с другой – минимизировать воздействие универсального обслуживания на рынок телекоммуникационных услуг.

Тарифы рассчитываются на основании действующих на территории тарифов с использованием метода географического усреднения – это применяется в мире наиболее часто при регулировании цен на универсальные услуги связи, норма прибыли в этот тариф не закладывается.

При этом тарифы на услуги связи с использованием таксофонов универсального обслуживания будут ниже тарифов на аналогичные услуги, оказываемые с использованием обычных таксофонов, что обеспечит доступность универсальных услуг связи широким слоям населения.

С точки зрения контроля, я думаю, что здесь есть 2 механизма. Первый механизм — традиционный аудит, поскольку у нас сегодня все операторы ведут раздельный учет затрат по услугам. Контролировать себестоимость достаточно просто, там нет возможности спрятать что-либо внутри какого-то перекрестного субсидирования, т. е. каждая услуга по расчету очень хорошо видна. Согласно приказу Мининформсвязи России №64 от 01.06.05, раздельный учет должен вестись операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, операторами – субъектами естественной монополии, а также операторы универсального обслуживания. А второе — выборочный контроль соответствующими уполномоченными органами.

Вопрос журналиста: А когда начнется формирование?

Рейман Л.Д.: Это все начнется со II полугодия 2005 года. Мы планируем объявить, может быть, через неделю первые конкурсы. Дальше у нас существует 20 дней на подачу заявки, 20 дней на проверку документов, 10 дней на конкурс. После этого выигравшие конкурс операторы в течение 20 дней будут заключать договор с Федеральным агентством связи, и у них есть полгода, чтобы начать предоставлять услуги. В этот момент они смогут обратиться за компенсацией своих убытков. Они смогут 2 раза в год обращаться за компенсацией своих убытков.

Вопрос журналиста: Скажите, какими вы видите дальнейшие планы обновления космического сегмента связи гражданского назначения, а также наземных станций?

Рейман Л.Д.: Спасибо большое, это очень хороший вопрос. Действительно, в этом году совсем недавно произошло такое историческое событие — завершена программа поддержки развертывания и функционирования космической группировки гражданского назначения — программа, которая была утверждена 626 постановлением Правительства РФ в 2001 году, и которая позволила практически полностью восстановить Россию, как одного из мировых лидеров по орбитально-частотному ресурсу гражданского назначения. Предприятия космической связи России занимают сегодня 6 место в мире, на рынке спутниковых услуг среди таких известных компаний, как «Интелсат», «Евтелсат», «Астра» и целого ряда других. 6 место — вполне достойное. Спутники серии «Экспресс», которые сегодня функционируют, весьма технически совершенны. Они пользуются спросом за рубежом (есть целый ряд контрактов с зарубежными странами). И спутниковых ресурсов, которые сегодня существуют, полностью хватает для того, чтобы обеспечить нужды России. Дальнейшее совершенствование будет происходить по тем программам, которые сегодня разработаны, и тем, что были утверждены еще в позапрошлом году. Они, правда, носят не столь глобальный характер, как программа 2000 года. По этим программам планируется в 2007 году запустить еще 2 космических аппарата «Экспресс-АМ», с несколько большим количеством транспондеров. Но мне кажется, что это не основное направление развития спутниковой группировки. Сейчас мы ставим задачу сформировать облик спутника нового поколения, который будет отвечать требованиям к космическому ресурсу через 10 лет. Срок активного существования КА серии «Экспресс-АМ» 12 лет, соответственно, мы сейчас думаем о том, какими должны быть космические аппараты через 10 лет в 2015 году. Сейчас наши усилия направлены на то, чтобы создать такой облик. В России 2 раза в год проходят конференции, на которых обсуждается этот вопрос, мы приглашаем Вас принять участие. Что касается наземных объектов, очень короткий комментарий. В прошлом году Государственная комиссия по радиочастотам приняла упрощенный порядок регистрации станций типа «Висат», который удешевил эту регистрацию более чем в 10-12 раз. Сегодня регистрация станций «Висат» стоит вполне разумные деньги, и мы рассчитываем, что начнется активное развитие сетей спутниковой связи. Собственно говоря, мы уже видим, что активное развитие станций «Висат» началось на территории страны. Это что касается модернизации наземных объектов. И одна из системных программ, осуществление которой перед нами стоит — это модернизация наземной сети спутника «Экран», который распространяет федеральные программы телевидения и радиовещания на Сибирь. Спутник работает за сроком гарантийного существования, он старый. Мы считаем, что экономически нецелесообразно запускать новый спутник типа “Экран”. Гораздо проще и эффективнее, и выгоднее с экономической точки зрения, и перспективнее — модернизировать наземную инфраструктуру под систему «Москва» и, в том числе, с точки зрения ее цифровизации.

Вопрос журналиста: Работа вашего Министерства зачастую зависит от работы некоторых других отраслей, как, например, электричество, транспорт. Как повлияли, и повлияли ли последние отключения электроэнергии в Москве. Если повлияли, то какой ущерб? И предъявляли ли вы его энергетикам?

Рейман Л.Д.: Я начну с конца: ущерб энергетикам мы не предъявляли. Хотя, определенные выводы мы для себя должны сделать. Дело в том, что в первый момент, когда произошло отключение электроэнергии, системы связи повели себя достаточно хорошо. Поскольку все телефонные станции обеспечены аккумуляторами, первые 3-4 часа системы связи держались, и никаких сбоев не было. Но дальше начали происходить более печальные события, аккумуляторы начали разряжаться, и оказалось, что целый ряд станций, не говоря уже о базовых станциях сотовых операторов, не обеспечены источниками гарантированного питания, так называемыми дизелями. Мы считаем, что это определенный недостаток проектирования и технической эксплуатации. Во-первых, мы будем рекомендовать всем операторам, увеличивать мощности своих аккумуляторных батарей, для того, чтобы они держали не 3 часа, а 6 часов. Сейчас этот вопрос проектные институты прорабатывают. Во-вторых, на опорных станциях везде должны стоять источники питания – дизельные генераторы.

Вопрос журналиста: Что даст рядовому пользователю появление новых виртуальных операторов мобильной связи?

Рейман Л.Д.: Цена и качество. За счет конкуренции, которая сегодня уже существует, и которая будет увеличиваться с введением дополнительных операторов, будет сокращаться стоимость услуг. Хотя надо сказать, что сегодня у нас стоимость услуг сотовой связи, если сравнивать с Европой, уже ниже среднеевропейского уровня. И второе — качество услуги, ассортимент услуг в первую очередь. Вы знаете, сейчас активно развивается передача данных через мобильные телефоны. В этом году уже 5 миллионов пользователей передают данные через мобильные сети, пользуются GPRS. Сейчас операторы внедряют новую технологию EDGE, которая бы позволила увеличить скорость передачи данных. На этой базе будут развиваться новые технологии, новые услуги, которые виртуальные операторы будут активно предлагать абонентам.

Вопрос журналиста: Назначено ли уже заседание совета директоров «Связьинвеста», где будет назначено годовое собрание акционеров и решен ли как-то вопрос с дивидендами, какой процент чистой прибыли будет направлен на их выплату, точнее какие рекомендации?

Рейман Л.Д.: Я отвечу вам на вопрос. У меня есть информация на этот счет, но пока директив нет, мы комментировать не будем. Что касается совета директоров, он назначен на 14 июля.

Вопрос журналиста: Скажите, сколько у нас сейчас операторов дальней связи? Прием лицензий открыт, ограничений нет?

Рейман Л.Д.: Нет ограничений. У нас на сегодняшний день получил лицензию оператор, созданный ассоциацией операторов связи, они первые подали. Вторая - «МТТ», «Голден Телеком», рассматриваются другие заявки. И я думаю, что те, кто захотят, могут получить лицензию. На самом деле с течением времени операторы поймут, что это не настолько интересный сегмент рынка, чтобы так сильно туда стремиться. Мне кажется, любой запретный плод сладок. И пока он был запрещен, все туда стремились.

Вопрос журналиста: Предполагается ли поддержка отраслевых институтов из центральных фондов?

Рейман Л.Д.: Мы считаем, что отрасль связи сохранила отраслевую науку, есть целый ряд сильных отраслевых институтов. Я имею в виду и Центральный НИИ Связи и Ленинградский Отраслевой НИИ Связи, НИИ Радио, который активно работает. Мы заказываем работы, связанные с изменением законодательства, нормативной базы, концепции и т. д. И также операторы для решения каких-то вопросов заказывают свои исследования.

Вопрос журналиста: Ведутся ли какие-то отчисления?

Рейман Л.Д.: Отчислений у нас сейчас никаких нет, все финансирование бюджетное.

Вопрос журналиста: Вы сказали, что технопарки — один из инструментов развития отрасли, назовите другие инструменты развития отрасли и IT-компаний в частности?

Рейман Л.Д.: На самом деле их не так много, этих инструментов. Когда я представлял на заседании Правительства РФ программу, я называл 6 направлений, в том числе одно из них — IT-парки, второе — налоговая поддержка, третье — венчурные фонды. И в частности, Президент дал поручение Правительству проработать создание такого венчурного фонда, для того, чтобы можно было финансировать стартапы, финансировать и поддерживать развитие небольших компаний с очень интересными новыми технологиями. Это тоже инструмент мировой, и он активно применяется. Следующий механизм — это рекламирование или пропаганда российских компаний на международных рынках. Здесь ведутся различного рода совместные проекты международных конференций, круглых столов. И, в частности, такой известный круглый стол российско-американский, который был в Москве, потом он проходил в Сан-Франциско. Там сейчас мой партнер с американской стороны сменился, и мы встречались уже с новым Министром торговли США и говорили, что возобновим эту традицию и проведем круглый стол. Вот такие направления поддержки. Если вас интересует что-то большее, то на сайте Министерства вы можете посмотреть, там все написано.

Вопрос журналиста: Что происходит с всеобщей телефонизацией всей страны, эта проблема остается. Не во всех регионах есть стационарная связь. И второй вопрос — чтобы поставить телефон в пригороде Москвы на дачном участке надо платить 1,5 тыс. долларов. Такую же цену надо платить и в Москве, когда нет свободных пар. Это реальная цена 1,5-2 тысячи долларов?

Рейман Л.Д.: Что значит «реальная» цена или «нереальная»? Если мы с вами живем в рыночной экономике, то реальная цена та, которую платят люди. Если кто-то готов платить 1,5 тыс. долларов, то она реальная. И не нужно ее сравнивать с себестоимостью. Мы считаем, что с развитием услуг связи и увеличением количества операторов, цена будет сокращаться. Это вопрос конкуренции. Наша задача, как Министерства, сделать так, чтобы конкуренция была эффективная. И тогда цены сами пойдут вниз и в Москве, и в Московской области. Действительно, к сожалению, есть сегодня проблема, особенно в Московской области, у нас там есть нетелефонизированные населенные пункты. Мы ими активно занимаемся. В частности, механизмы, которые заложены в законе «О связи», та же самая универсальная услуга. Это как раз способ сделать так, чтобы экономическими рычагами стимулировать операторов идти и заниматься Московской областью, например.

Вопрос журналиста: А о всеобщей телефонизации по стране у вас есть данные?

Рейман Л.Д.: В 2008 году мы рассчитываем иметь минимальный набор универсальных услуг в каждом населенном пункте страны.

Вопрос журналиста: Как идет в Москве замена кода 095 на другие, и исчезнет ли код 095?

Рейман Л.Д.: Очень хороший вопрос. Я бы хотел сказать, что никакой замены кода 095 нет. Просто вопрос заключается в том, что в коде 095 кончились номера. И мы должны добавить еще один код для того, чтобы расширить количество номеров. Соответственно, мы говорим о зоне Москвы и Московской области — это код 095, 096 и туда же добавляются два новых кода — 498, 499. Все существующие коды будут существовать, и появятся новые дополнительные коды. Наверное, это создаст некоторые неудобства для клиентов, но у нас нет иного выхода, потому что, если номера кончились, то никуда не деться. Все крупные города во всем мире идут по этому пути, хочу сказать, что в Нью-Йорке есть коды 202, 212, в Лондоне есть коды 171, 181. Мы идем по этому же пути. Единственное, что независимо от наличия этих кодов тарификация звонков будет осуществляться в зависимости от географического принципа. Т. е. если люди живут в соседних домах в одной зоне и имеют телефонные номера с разными кодами, то цена звонка с одного телефона на другой, будет такая же, как внутри одной зоны. Т. е. никаких дополнительных денег платить не надо. Это первое. И второе — мы будем стараться сделать так, чтобы введение этих кодов не вызывало никаких неудобств у клиентов. Чтобы эти схемы были достаточно доступными.

Вопрос журналиста: В средствах массовой информации прошла информация по поводу того, что в Китае сейчас будут открываться технопарки, ориентированные только на русских инженеров – выпускников российских вузов. Почему бы нам не пойти по голландскому пути и не открывать технопарки на базе наших вузов? Это и дешево и никаких налоговых дыр не возникнет, и российские умы не будут уезжать заграницу?

Рейман Л.Д.: Мы как раз и хотим этим заниматься. Это как раз та самая причина, по которой мы считаем, что закон об особых экономических зонах не подходит для поддержки ИТ. Потому что нам нужно поддерживать существующие уже центры — это и вузы, это и академические центры. У нас под Москвой существует Черноголовка, она работает сегодня. Зачем нам заставлять людей, которые живут и работают, переезжать в новую зону, начинать все с нуля и только из-за этого получать льготы. Поэтому нам необходим особый режим, который поможет нам решить эту задачу. А что касается вузов, то в программе создания технопарков сегодня предусматривается технопарк в Новосибирске на базе университета, в Санкт-Петербурге 2 технопарка, один на Васильевском острове, другой на Большевиков. Т. е. вузы, действительно, являются одним из центров развития технопарков.

Гусев П.Н.: Спасибо большое. Мы благодарим Леонида Дододжоновича за блестящие ответы.


Окончание стенограммы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру