Силиконовая Дубна

Валерий ГАЛЬЧЕНКО: “Технопарк на Волге “комом” не получится!”

Силиконовые долины для многих из нас ассоциируются с такими райскими местечками, где разгуливают красавицы с силиконовым бюстом. В подмосковной Дубне, на левом берегу Волги, вот-вот появится своя Силиконовая долина.

Только ничего общего с красавицами она иметь не будет.

Впрочем, как знать? Создаваемый в наукограде технопарк вызовет бурный экономический рост Дубны, программисты станут получать ну о-о-чень приличные деньги. Не исключено, что левобережье превратится в paradise city со всеми вытекающими отсюда атрибутами.

О ближайших перспективах города и о технопарке в нем рассказывает депутат Госдумы от северных районов Подмосковья Валерий ГАЛЬЧЕНКО.


— Валерий Владимирович, чем отличается Силиконовая долина от силиконового бюста?

— Как минимум своими размерами. Долина гораздо больше, чем силиконовая грудь. Потом, нужно отметить, что интерес у ученых и бизнесменов к таким резервациям (не в обиду прекрасному полу!) гораздо выше. Есть уверенность, что проект создания технопарка в Дубне состоится. Федеральный бюджет-2006 разрабатывается Минфином с учетом выделения технопаркам 6 млрд. руб. А в Дубну уже начали вкладывать средства частные инвесторы. Тут комментарии излишни.

— Мне этот проект сильно напоминает “свободные экономические зоны”, которые существовали в некоторых российских регионах лет десять назад. Они имели большие налоговые льготы, считалось, что такие зоны спасут и науку, и страну. Но что-то там не сложилось. Этот печальный опыт не повторится?

— Шок после свободных экономических зон постепенно проходит. По сути дела создавалась “черная дыра”, из которой просто выкачивались деньги: вспомним Ингушетию, Калмыкию, прочие регионы — в стране их было 11. К сожалению, большинство из них являлись “налоговыми убежищами” для предпринимателей, в т.ч. и для криминалитета.

Поначалу вынашивалась идея создания крупного авиационного холдинга. Который, как паровоз, потянул бы за собой смежные отрасли. В конечном итоге остановились на технопарках...

— Но почему вдруг Дубна?

— Это особое географическое место: протекает Волга, дорога идет на “Шереметьево”. Пятнадцать лет назад там открылся Университет природы, земли и общества — он обеспечит пополнение научных рядов. К тому же это известный в мире наукоград, который реально сохранил научный потенциал. Там очень сильную позицию занимают Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) и предприятия ВПК.

Вот почему здесь решено создать т.н. российскую Силиконовую долину, а если точнее, то российский центр программирования. Планируется собрать в одном месте около 3000 программистов, чтобы получить нелинейные, резонансные эффекты от создания среды обитания. При нынешнем уровне техники привлечь такую армию специалистов можно и не собирая их в отдельно взятом городе. Но если все они будут жить вместе, в одной буче, боевой и кипучей, это даст совершенно другой эффект.

Несколько месяцев назад президент Путин побывал в Индии, где в Бангладоре (не путайте с Бангладеш!) уже работает подобная группа программистов. Там “оборот идей” составляет около 10 млрд. долларов в год. Причем этого оборота наши индийские товарищи добились не на каких-то суперновых инновационных технологиях. Там создается программный продукт достаточно низкого уровня. Примитивно говоря, это программы для кассовых аппаратов, чипы для карточек и пр.

Конечно, Индия с нами конкурировать не в состоянии. Это хорошо понимают серьезные предприниматели. Они-то и доказали президенту необходимость создания такого центра на берегу Волги.

— Что конкретно изменится в Дубне?

— Скорее всего там появится технико-внедренческая зона: несколько рядом стоящих предприятий, близких по профилю и, соответственно, дополняющих и развивающих друг друга. Плюс определенный режим экономического регулирования.

Можно издать кучу законов, но если самой идеей не заинтересуется бизнес, ничегошеньки из нее не получится. А предложения поступают от известнейших в мире фирм, непререкаемых законодателей мод в своих сферах.

— Где обоснуется технопарк?

— Правый берег Волги — это ОИЯИ, там же, собственно, сосредоточен сам город. На левом берегу Волги есть свободные площади, примерно 500 га. 200 га будет занимать сама зона, 300 га — жилищное строительство. Место очень красивое. Там плотина и Московское море, причем перепад уровня воды — 10 метров. Можно создать прекрасные фонтаны.

Предполагается, что маленький кусочек “свободной зоны” разместится в ОИЯИ. Закон исповедует концепцию green field: зеленое поле то есть. Его нужно обустраивать “с нуля”, подводить коммуникации и пр. Но Россия — это не Индия, и мне кажется, что просто необходимо привязаться к тому научному потенциалу, который создан в ОИЯИ.

Сегодня уже начато проектирование этой зоны. Поскольку опыта в технопарках у нас нет, проектирование ведет одна из швейцарских фирм. Городские власти Дубны еще до окончательного принятия закона в Госдуме начали готовиться к созданию технопарка. Уже закладываются жилые дома, которые ориентированы на потребности этой зоны. Федеральное финансирование начнется с января 2006 г. С 2008 г. технопарк заработает в полном объеме. Но его “присутствие” станет заметно уже в 2007 г.

— Какой конечный продукт будет производиться?

— Большинство компаний желают, чтобы Дубна сосредоточилась на программных продуктах. Но если там будет создаваться только программный продукт, это плохо. Это напоминает офшорное программирование с пониженными налогами.

Зона расцветет, если там достигнут эффекта этой каши, если разрабатываемый программный продукт там же будет и потребляться. Например, будут производиться компьютеры, пишущие машинки и пр. Тогда под конкретную программу появится необходимость создать производство конкретных плат, микросхем, дисплеев...

Это очень важно, и мы сможем это обеспечить.

— Научные особенности Дубны будут как-то учитываться?

— Город широко связан с ядерной физикой и смежными с ней отраслями. Там активно развиваются технологии с применением атомного ядра.

Таких наработок в городе великое множество. Вокруг ОИЯИ уже создан инновационный пояс, все сопутствующие ядерной физике вещи будут работать. Не зря же маленький “кусочек” ОИЯИ станет частью технопарка.

— 3000 программистов откуда-то привезут? Или наберут из ученых Дубны?

— Нужен интеллектуальный продукт, поэтому его будут получать любой ценой и набирать специалистов, соответственно, где угодно. Но при одном условии — только россиян. Возможно, для руководства отдельными программами или производствами продюсеров будут привлекать из западных спецов, в мире есть такая практика. Но главная ставка — на отечественных ученых.

— Зарплата?

— Понятно, что какие бы высокие зарплаты ни платили в технопарке Дубны, они будут ниже, чем в Америке или в Западной Европе. Но в любом случае это будут тысячи долларов.

— И заработает социалистический принцип: от каждого — по способностям, каждому — по труду?

— Здесь запустят ипотеку жилья, зарплата сотрудников центра будет позволять им такую роскошь. С какой стати Дубной уже сейчас интересуются российские бизнесмены? Потому что уверены: их сервис, услуги окажутся программистам по карману.

— Можно ли сказать, что закон об особых экономических зонах — именно тот документ, который все ждали?

— Он, конечно, вселяет надежду, но остаются и сомнения. Пока это во многом компромисс между желанием Минэкономразвития стимулировать бурный рост высоких технологий и стремлением Минфина не допустить появления в стране новых “черных дыр”.

В частности, важнейшей идеей в проекте первоначально планировалось создание “тепличных” экономических условий. В действительности инвесторы получили достаточно громоздкую процедуру согласований и регистраций, половинчатые экономические льготы и небольшие послабления в таможенном режиме.

Но даже в таком виде закон способен дать реальный экономический эффект. Лиха беда — начало?!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру