Марш вперед — Луна зовет!

Вокруг спутника Земли предлагается тур. За $100 млн.

13 августа 2005 в 00:00, просмотров: 251

— Дзиги, дзиги-ду, дзиги, дзиги-ду, я из пушки в небо уйду! — задорно пела в кинофильме “Цирк” Любовь Орлова. На днях Эрин Андерсон, глава компании “Спейс Адвенчурс”, не менее задорно объявил на пресс-конференции, что он достиг “исторического соглашения” с российскими “космическими властями” по поводу посылки двух пассажиров в космос. Да не на несколько часов, как Гагарина, а на срок от 10 до 21 дня — в зависимости от того, будет ли сделана остановка на Международной космической станции или же перелет будет беспосадочным.


Перелет будет совершен на российском космическом корабле “Союз”, пилотируемом российским космонавтом. “Союз” облетит Луну и вернется на Землю. Андерсон заявил, что полет состоится в 2008 году, и уже есть несколько “потенциальных клиентов”. Цена одного билета “в обе стороны” — 100 миллионов долларов.

Поскольку “Союз” не в состоянии самостоятельно долететь до Луны, российские конструкторы разработали план посылки в космос специального ракетоносителя. “Союз” состыкуется с ним или на ближайшей от Земли орбите, или же на космической станции. Ракетоноситель (бустер) поможет пассажирам совершить остальной путь. Цена двух билетов — 200 миллионов долларов — покроет расходы на космический вояж к Луне. Согласно “демографическому исследованию”, проведенному компанией “Космические приключения”, в мире имеются 500—1000 человек, которые могут позволить себе роскошь лунного “дзиги, дзиги-ду”. “Это те же самые люди, которые покупают себе стомиллионные яхты”, — сказал Андерсен.

Полет вокруг Луны — не первая затея “Спейс Адвенчурс”. Компания уже посылала в космос двух толстосумов, заплативших за это редкое удовольствие по 20 миллионов долларов. Один из них — Деннис Тито, финансист, ставший в 2001 году первым космическим туристом, заявил, что идея облета Луны “очень волнительна”, но сам он вряд ли полетит, годы, мол, уже не те. Сейчас Тито 65 лет. “Будь я помоложе, я бы полетел, не пожалев денег”, — сказал Тито. Еще один космический турист — Грег Олсен, ставший мультимиллионером благодаря торговле фототехнологиями (компания “Сенсор Анлимитед”), — собирается в октябре погостить несколько дней на Международной космической станции. По поводу облета Луны он говорит: “Это интригующе. Это то, что я хотел бы сделать”. На вопрос, купит ли он билет, Олсен ответил: “Всему свое время. Сначала мне надо слетать на космическую станцию”.

Насколько реалистично это совместное предприятие американских антрепренеров и российских космических властей? Профессор и директор Института космической политики университета имени Джорджа Вашингтона Джон Логедон считает его “вполне возможным”. Он говорит, что не видит никаких технических препятствий, если “имеются достаточно сумасшедшие люди, готовые выложить 100 миллионов долларов”.

Кристофер Крафт, экс-директор Космического центра им. президента Джонсона, говорит, что проект вызывает у него “смешанные чувства”. “Это было бы фантастическим путешествием. Будь у меня такие деньги и будь эти деньги свободными, облет Луны выглядел бы очень искушающим”. Но, по словам Крафта, “полет был бы крайне некомфортабельным. Три человека на борту маленького “Союза” в длительном полете были бы как сельди в бочке. Конечно, все это можно вынести, но придется туго”.

Что ж, в тесноте да не в обиде... Хотя Андерсон утверждает, что теснота будет относительной, ибо “Союз” по вместительности сопоставим с автомобилем типа SUV. Капсула космического корабля “Джеминай” была еще меньше, чем “Союза”, но астронавты Джеймс Лоувелл и Фрэнк Борман облетали на нем Землю в 1965 году в течение 14 дней, напоминает Андерсон. На это Крафт отвечает, что Лоувелл и Борман чувствовали себя в капсуле “ужасно”, сильно жаловались, называя свой полет “14 днями в туалете”, и их едва удалось убедить не возвращаться раньше срока.

Газета “Нью-Йорк таймс” публикует общую постадийную схему облета Луны. Первая стадия — запуск в отдельности “Союза” и бустера с казахстанского космодрома. Стадия вторая — стыковка “Союза” с ракетой бустера. Стадия третья — ракета включается и несет “Союз” по направлению к Луне. Стадия четвертая — бустер отваливается. Стадия пятая — “Союз” вращается вокруг Луны. Стадия шестая — притяжение Луны “дает знать” космическому кораблю, что пора возвращаться домой. Стадия седьмая — ракета тормозит вход “Союза” в земную атмосферу. Стадия восьмая — капсула космического корабля отделяется от всех его остальных компонентов. И наконец, стадия девятая — капсула приземляется. Здравствуй, Байконур!

Схема имеет игривый заголовок: “Fly Me to the Moon” (“Возьми меня на Луну”). Это первая строка знаменитой песенки, которую исполнял Фрэнк Синатра.

Но музыку, тем более космических сфер, заказывает тот, кто платит. Таких, как уже упоминалось, на нашей грешной земле не более тысячи. Есть среди них десятка три-четыре и российских олигархов. Но потянет ли их в космос — предсказать трудно.


МЕЖДУ ТЕМ

Несмотря на удачное завершение миссии “Дискавери”, как и ожидалось, НАСА застопорило на время программу полетов шаттла. Им придется остаться на Земле по крайней мере до ноября.

Ранее же планировалось отправить в космос шаттл “Атлантис” в конце сентября.

Отсрочка связана с продолжающимся расследованием инцидента, в результате которого при взлете “Дискавери” между плитками термоизоляции появился изоляционный материал. Что стало причиной этого, экспертам НАСА пока непонятно. Если к ноябрю эта проблема решена не будет, то вряд ли стоит ожидать запуска “челноков” этой осенью.



    Партнеры