Сити на черный день

Москва и Питер борются за инвестиции

На правительственном постановлении о создании инвестфонда еще не высохли чернила, а первые претенденты на государственные деньги уже есть. Власти Москвы и Питера готовы представить на рассмотрение Минэкономразвития (МЭРТ) крупные проекты в области градостроительства. Морской пассажирский терминал на Васильевском острове и платную автодорогу через весь город — от Валентины Матвиенко. И Сити-2 с Олимпийской деревней — от мэра столицы Юрия Лужкова.


Что предлагает правительство: Если Стабилизационный фонд создавался с целью накопить на черный день, то у инвестиционного фонда задача прямо противоположная: потратить так, чтобы черный день никогда не настал. Бюджет фонда на 2006 год — 70 млрд. руб. Государство готово инвестировать эти средства только в рентабельные проекты, каждый из которых может дать хотя бы 0,05% роста ВВП. При этом общий объем вложений должен быть не ниже 5 млрд. рублей, из которых как минимум 10% составит доля частного инвестора. “Это будет частно-государственное партнерство”, — говорят в правительстве. Государство возьмет на себя обязательства по финансированию проекта максимум на 5 лет. И в течение этого времени не сможет от них отказаться даже в том случае, если цена на нефть вдруг упадет.

Что предлагает Москва: Юрий Лужков известие о создании инвестиционного фонда воспринял с энтузиазмом. Оно и понятно. Городская инвестиционная программа хиреет с каждым годом. Взвалив на себя непомерные обязательства по социальным программам, город уже не может вкладывать значительные ресурсы в строительство. Если бы Третье транспортное кольцо начинали возводить сейчас, реализация проекта растянулась бы лет на десять. В качестве претендентов на средства федерального инвестиционного фонда Юрий Лужков назвал два объекта — вторую очередь Сити и строительство Олимпийской деревни. Сити-2 предстоит построить на 500 га, примыкающих к Звенигородскому шоссе. Под Олимпийскую деревню отведена промзона в районе Силикатных улиц. Оба проекта связаны с выводом промышленных предприятий, созданием новых энергетических мощностей и транспортной инфраструктуры. По финансовым показателям тоже не придерешься: общий объем инвестиций в Олимпийскую деревню без учета подготовительных работ составит $850 млн. Что касается Сити-2, то только строительство одного небоскреба обходится инвесторам в $250—300 млн. Но и рентабельность на столичном рынке недвижимости пока существенно превышает прописанный в положении об инвестфонде диапазон от 4% до 11%.

“Предложение столичного мэра, конечно, заманчиво, но надо будет доказать МЭРТу, что эти проекты не могут быть реализованы исключительно на деньги частных инвесторов”, — заявил “МК” источник в Правительстве РФ.

Он посоветовал Лужкову скорректировать свою заявку. Например, просить деньги не на Сити-2 и Олимпийскую деревню, а конкретно на программу вывода промышленных предприятий с тех территорий, где они будут расположены.

Что предлагает Питер: Заявка Северной столицы на сегодняшний день выглядит более обоснованной. Говорят, сам Путин подталкивает Валентину Матвиенко к реализации амбициозных проектов, способных подтянуть его родной Питер до уровня Москвы.

Не иметь на Балтике пассажирского порта — стыдно. Не иметь в стране ни одной платной автодороги — неразумно. Кроме того, оба объекта существуют не только на бумаге. В разработку проекта морского терминала уже вложено $20 млн. частных средств и 600 млн. рублей государственных. Власти Питера не без основания считают, что деньги инвестиционного фонда у них в кармане. Раз государство уже начало вкладывать деньги в этот проект, то какой смысл останавливаться на полпути? Надо заключать инвестиционное соглашение и делить обязанности. Правительство профинансирует подготовительные работы (углубление дна, прокладку инженерных сетей и т.п.), а инвесторы нарастят берег и построят на нем современный пассажирский терминал, способный принять хоть яхту Абрамовича, хоть “Queen Mary”-2.

Второй проект под математическим названием “Западный скоростной диаметр” — еще одна попытка построить-таки в России платную дорогу. И хорош уже только этим. А если взять в расчет положительное заключение экспертов Мирового банка и поддержку Министерства транспорта РФ, то претензии властей Санкт-Петербурга на бюджетное финансирование в объеме $1 млрд. кажутся вполне обоснованными. Если еще столько же дадут инвесторы, то к 2010 году проект будет реализован.

Единственное, что может остановить МЭРТ, — длинные сроки окупаемости “скоростного диаметра”. Раньше чем через 20—25 лет платная дорога не окупится. А значит, на быстрый возврат вложенных средств государству рассчитывать не приходится. “В этом смысле предложение Лужкова, связанное с динамично развивающимся рынком недвижимости, выглядит более привлекательно”, — говорит источник в Правительстве РФ.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру