Истребленный рейс

Кипрский самолет над Грецией сбили “F-16”?

16 августа 2005 в 00:00, просмотров: 626

Таинственными и загадочными выглядят обстоятельства катастрофы кипрского пассажирского лайнера, разбившегося в воскресенье близ Афин. Все находившиеся на его борту (121 человек) погибли. По официальной версии, гибель самолета произошла из-за его разгерметизации: пилоты успели сообщить о проблемах в системе кондиционирования воздуха. Однако есть и другие, шокирующие версии.


— Скорее всего имела место техническая проблема, — заявил представитель греческого правительства Теодорос Руссопулос. — Однако мы рассматриваем все возможные причины.

Между тем директор кипрской авиакомпании “Гелиос”, которой принадлежал разбившийся лайнер, Димитрис Пандазис, опроверг сообщения, будто у этого самолета были технические проблемы.

Вспомним, как случилась катастрофа. В воскресенье утром “Боинг-737” вылетел из Ларнаки, направляясь в Прагу. На его борту летели пассажиры с семьями. Именно этим объясняется большое количество детей — 48 человек. В 10.20 лайнер вошел в воздушное пространство Греции и перестал отвечать на запросы. По приказу министра обороны Греции в 10.55 в рамках плана по борьбе с терроризмом с базы на Крите были подняты два истребителя “F-16” греческих ВВС.

Между тем неуправляемый лайнер приближался все ближе к Афинам. Еще несколько минут, и огромная машина с почти полными баками рухнет на густо населенные жилые кварталы. В оперативном штабе шло срочное совещание: а что если лайнер и в самом деле захвачен террористами, которые хотят по примеру 11 сентября направить его на город?

По официальным сообщениям, спустя некоторое время “Боинг” “упал в 40 километрах от Афин в безлюдной местности, неподалеку от деревни Грамматикос”. Однако не успели власти озвучить эту версию, как один из местных жителей сообщил греческому телевидению, что видел, как самолет огненным шаром взорвался в воздухе. Сразу появились догадки о том, что оперативный штаб принял решение сбить “Боинг” от греха подальше.

В Афины сразу после падения лайнера, прервав летние отпуска, примчались премьер-министр, министр внутренних дел и… министр обороны. Зачем прибыли премьер и министр внутренних дел, понятно: координировать расследование. Но зачем прервал отпуск министр обороны? Если речь шла о гибели пассажирского лайнера в результате “технической неисправности”, то пристальный интерес к этому делу военных трудно объяснить.

Чиновники уже поспешили опровергнуть возможность уничтожения лайнера, однако всегда ли в таких случаях власти говорят правду? Так, в 1980 году над Тирренским морем в Италии потерпел катастрофу лайнер — погиб 81 пассажир. Много лет итальянские власти скрывали обстоятельства этой строго засекреченной катастрофы и только совсем недавно признались: самолет был сбит по ошибке ракетой “воздух—воздух”, выпущенной самолетом НАТО.

Обстоятельства же нынешней трагедии в небе над Грецией пока остаются тайной. Впрочем, “черные ящики” с “Боинга” уже обнаружены, и, возможно, они помогут пролить свет на загадочную историю. Вчера было установлено, что все пассажиры скончались до падения самолета — от холода.


МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Летчик-испытатель Александр АКИМЕНКОВ:

— На теракт это не похоже. Скорее всего в данном случае произошла “ползучая разгерметизация”. Она происходила постепенно, делая летчиков “пьяными”. Именно так чувствует себя человек при недостатке кислорода — гипоксии мозга. У каждого она проявляется по-разному: у кого-то сердце прихватывает, кто-то засыпает... Но общее для всех — это неадекватность поведения и оценки ситуации.

“Боинг” летел над невысокими горами. Судя по всему, на высоте 6—7 км. Машину требовалось опустить всего-то до 3800 метров, чтобы можно было уже нормально дышать. Но, когда человек неадекватен, он преувеличивает опасность. Экипаж испугался, что самолет врежется в гору. Видимо, поэтому он и не пошел на экстренное снижение, положенное по инструкции в случае разгерметизации.

Действия экипажа в подобной ситуации должны отрабатываться еще на земле. У нас, например, всех летчиков проверяют в барокамере, имитируя высоту 5—6 км (боевым летчикам — 6—7 км). При этом изучается адекватность поведения летчика в условиях гипоксии. Так что здесь сразу возникает вопрос: проверялись ли вообще эти летчики барокамерой перед тем, как получить лицензию?

Но главный вопрос все же к “Боингу-737”: что это за самолет, у которого нет системы сигнализации о “ползучей разгерметизации”? Почему не сработал “режим поддува кабины”, который должен включиться в ситуации разгерметизации? А ведь наш МАК (Межгосударственный авиационный комитет) дал этому самолету российские сертификаты. И эти “Боинги” в большом количестве сейчас покупают российские авиакомпании.


Эксперт по летным расследованиям Владимир ГЕРАСОВ:

— Версия о катастрофе из-за разгерметизации кабины рождает дополнительные вопросы. Ведь есть обязательный ряд действий, которые должен был тогда выполнить экипаж. Это: надеть кислородные маски, быстро перевести самолет в снижение и занять высоту 3000 метров, чтобы люди могли нормально дышать. На это уходит буквально пара минут. Почему экипаж этого не сделал?

Если разгерметизация происходит от выстрела, который пробивает обшивку, или от взрыва, то самолет может быстро разрушиться прямо в воздухе. Но ведь в данном случае этого не произошло. Он летел, а разрушился уже на земле.

Кроме того, если летчики потеряли сознание, то почему самолет стал снижаться? Ведь он идет на автопилоте и без команды экипажа снижаться не должен. Он мог просто пройти мимо пункта назначения и лететь до тех пор, пока не кончится топливо, но снижаться бы не стал. А тут машина пошла на снижение и разбилась.

У нас в стране бывали случаи, когда летчики в прямом смысле слова засыпали в кабине. Потом просыпались, хватались за штурвал, разворачивали самолет (он пролетал мимо пункта назначения), и заканчивалось все нормально. Но, правда, это было давно, еще в 60-х годах, когда не было такого контроля за воздушным движением, как сейчас. На Дальнем Востоке был такой случай с “Ил-14”. Тогда все четверо членов экипажа уснули. Устали, видно. Накануне еще что-то отметили. Тогда этот случай замяли.




Партнеры