Правда за “Итальянцем”

Андрей Кравчук нашел шестилетнего героя нашего времени

17 августа 2005 в 00:00, просмотров: 624

“Итальянца” нельзя забыть. После “Итальянца” хочется жить, любить и верить. Он задевает. Каждого по-своему. Это кино про нашу жизнь — без прикрас и преувеличений. И то, что главный герой этой истории — мальчик шести лет, силы воли, твердости характера и умения прощать у которого больше, чем у иного взрослого мужчины, это — знак времени. Я бы даже жестче сказала: такого цельного и ясного мужского характера в нашем кинематографе давно не было. Может быть, со времен “Брата”.


У мужчин возраста нет. Умению совершать поступки без объяснений, потому что только так и не иначе, и упорно идти к своей цели не учатся со временем. Это или есть в характере с самого рождения. Или нет. В данном случае, конечно, в том, что появился такой Ваня, главный герой “Итальянца”, заслуга режиссера Андрея Кравчука. Начиная с того, что он его нашел, выбрал — Колю Спиридонова — среди сотен пацанов. Причем, как рассказывает Кравчук, Коля, как крепкий орешек, сразу не раскрылся и заинтересовывать собой никого не собирался, желанием нравиться не горел. Как настоящий мужчина. Но что-то в нем зацепило режиссера, он решил обратиться к нему снова, и со второй пробы все встало на свои места.

Сюжет “Итальянца” родился из газетного материала — о том, как один мальчик в детдоме научился читать, чтобы найти свою мать. И поскольку у Андрея давно не выходили из головы дети, которые протирают стекла у машин на перекрестках или как-то еще пытаются заработать себе на жизнь по необходимости, а не жвачки ради, то история так и сложилась — сама собой. В картине Ваня выходит на дорогу с ведром и тряпкой для фар (до лобового стекла он не достает), чтобы заработать на... уроки чтения. Девочка-подросток (Полина Воробьева) из их детского дома обещала его научить читать. Но за деньги. Они там все так живут. По понятиям. Своим. Каждый ищет себе дело и приносит “бабки” в общак. Эта девочка “катается” с дальнобойщиками. Она не прожженная оторва, просто другого не видела. И именно она потом помогает Ване сбежать из детдома.

Ваня хочет прочитать в своем личном деле справку из роддома, чтобы узнать, кто его мать, и найти ее. У него очень мало времени. В детдом постоянно ездит Мадам (Мария Кузнецова) и продает Ваниных друзей бездетным итальянцам. Вот подошла и его очередь. Все ему завидуют и вздыхают: почему не они приглянулись. Тут еще появилась одна женщина. Молодая, бедно, но чисто одетая, при первом взгляде на которую понятно: все у нее наперекосяк. Директор детдома выгоняет ее взашей: “Раньше надо было приходить, сука!”. Ваня сталкивается с ней на автобусной остановке. Женщина тихо плачет и глотает судорожно из “шкалика”. Просит Ваню с ней поговорить. Оказывается, ее сын — Ванин товарищ — недавно как раз уехал в далекую солнечную страну... На следующий день крики по всему детдому: “Бросилась под поезд!” И Ваня решает — он не может лететь ни в какой сытый рай, пока не узнает, что с его матерью: “А вдруг она меня будет искать?”.

Он не может лишить свою мать шанса его увидеть и понять, нужен ли он ей. И начинается путешествие, полное приключений, которое выдержать под силу только взрослому. Будет и погоня, и настоящая схватка, где Ваня будет драться “розочкой”. Андрей Кравчук рассказывал мне, как они с Колей репетировали эту напряженную сцену, в которой нет ни капли фальши или натянутости. Впрочем, как и во всем фильме. Вообще, все съемки Коля был “сущим наказанием” для группы — елозил, сновал туда-сюда, везде совал свой нос. Чтобы его как-то ввести в эту сцену, привезли два ящика пустых бутылок, чтобы он не только научился их разбивать под “розочку”, но и почувствовал азарт. Первый дубль вышел неплохо. Но во втором его уже било, таков шел накал от ситуации, от взрослого партнера. Которого Ваня в фильме победил. А режиссер Кравчук долго еще успокаивал своего маленького сильного актера Спиридонова.

У “Итальянца” уже много призов. С самого первого фестиваля, в котором он участвовал, — Берлинского. Там он получил Гран-при в конкурсе детских фильмов. Но кино это не для детей. Для нас.


Фильм “Итальянец” Андрея Кравчука участвует в конкурсной программе “Великолепная семерка “МК” третьего фестиваля отечественного кино “Московская премьера”, который пройдет в столичном Доме кино и Центральном доме предпринимателя с 26 августа по 4 сентября. Начиная с 13 августа, мы каждый день представляем наших конкурсантов.

Увидеть эти картины очень просто — надо только вырезать купон фестиваля, который мы опубликуем в номерах “МК” за 18, 19, 20 и 21 августа, и обменять его на пригласительный билет на один из фильмов. Обмен пройдет в парке искусств “Музеон” 19, 21 и 22 августа. Подробности акции — на стикерах в столичном метро, в эфире радиостанции “Маяк” и ближайших номерах “МК”. Фестиваль отечественного кино “Московская премьера” — наш традиционный подарок вам, дорогие читатели!



Партнеры