“Kлипер” для настоящих мужчин

Корреспондент “МК” испытала на себе то, что принесет России славу и деньги

18 августа 2005 в 00:00, просмотров: 482

Неба звездного не видно — иллюминаторов у челнока “Клипер” всего два, и те мизерные. Но в “кабине” светло — приборная панель весело мигает разноцветными огоньками. Чувствуешь себя “отроком во вселенной”.

Космонавт Александр Калери, пилотирующий российский шаттл, с легкостью “захватывает” причальный люк Международной космической станции. Мгновение — и стыковка завершена...

Все происходило на глазах корреспондента “МК”. Правда, “летали” мы в космос на макете. Но вскоре, как уверяют разработчики, наш новый корабль многоразового использования отправится к звездам по-настоящему.

После того как на авиасалоне МАКС-2005 российский шаттл “Клипер” посетил сам президент Путин, народ словно обезумел — все хотели посмотреть, “что у него там внутри”.

Пока журналисты надевали на ноги голубые медицинские бахилы (не из-за соблюдения стерильности, а чтобы ковровую обшивку не затоптать), у другого трапа “Клипера” появился крепкий мужчина в синем комбинезоне. Он снял ботинки и в носках прошел в отсек. На его груди красовалась нашивка “Александр Калери”. Значит, нас “повезет” настоящий космонавт!

…“Взлета” мы даже не заметили — так увлеклись осмотром внутренностей “Клипера”. Зато за стыковкой наблюдали во все глаза. До причального люка МКС осталось всего 22 метра, и Александр Калери, управляющий процессом, стал предельно сосредоточен:

— Это заключительная фаза стыковки, которой предшествовала сложная работа по перехвату аппарата, — комментирует происходящее космонавт. — На это у “Союза” уходит до двух суток, и в ней принимают участие специалисты с Земли. Дальше совершаем автоматическое причаливание — это уже после того, как мы вышли на ось стыковочного конуса. В случае отказа техники используется человек — и, если необходимо, осуществляет ручное причаливание.

— А “Клипер” будет стыковаться быстрее?

— Может быстрее, чем “Союз”, но зачем? Законы баллистики для всех одинаковы. Пристыковываясь медленно, мы топливо экономим. К тому же с точки зрения удобства организации работ и обеспечения транспортных операций удобнее все же стыковаться в конце вторых — начале третьих суток.

— Полет на “Клипере” будет отличаться от полета на “Союзе”?

— Мы пока летать на “Клипере” не пробовали, но, судя по моему опыту, по пониманию конструкции, отличия есть. Здесь экипаж больше, бытовое окружение другое, другие системы. К тому же там оптический визир для управления операцией причаливания (т.е. космонавты наблюдают стыковку визуально. — Е.П.), а здесь будут телекамеры, а телеизображение чисто психологически по-другому воспринимается.

— И “удобства” здесь другие? Я видела обычный биотуалет...

— Смотрится действительно удобней, а что на деле будет — проверим в космосе...

Александр Калери уже расслабился — свою работу он выполнил на “отлично”. А на соседнем дисплее на нас тем временем стремительно надвигается земная поверхность — мы уже отстыковались и идем на посадку...

Шасси мягко “касаются” бетонки. Пять минут и — все нормально.

Николай Севастьянов, президент РКК “Энергия”:

— То, на чем вы сейчас “летали”, — полномасштабный габаритно-массовый макет, на нем стоят штатные системы. Космонавты уже сейчас могут отрабатывать взлет, стыковку, посадку.

“Клипер” — пилотируемый космический корабль пятого поколения. Он принципиально отличается от своих предыдущих “родственников” прежде всего тем, что он многоразового использования. В нем легче переносятся перегрузки — при спуске на “Союзах” они 6 g, а здесь — 2—2,5.

Сейчас, как вы знаете, развивается космический туризм. Стоимость полета на “Союзе” сегодня — 20 млн. долларов, и уже есть порядка 10 человек, которые хотят лететь в космос за эти деньги, но мало кто проходит по здоровью. На “Клипере” себестоимость полета снизится минимум в два раза, и значительно снизятся требования по здоровью. Это даст возможность помимо туристов многим научным институтам посылать в космос своих сотрудников. А это уже несколько сотен человек. Таким образом, пилотируемая космонавтика сможет стать окупаемой.

Первый полет “Клипера” может состояться в 2012 году.




    Партнеры