Класс анфас

И в профиль

18 августа 2005 в 00:00, просмотров: 408

В советские времена школы делились на 8-летки и 10-летки. В последние брали не всех — нерадивых учеников отправляли в ПТУ. Нечто подобное появится с 2006 года и в современных альма-матер. Разделение школ на неполные и полные, правда, будет связано не с подготовкой рабочих кадров, а с введением профильного обучения.


Эксперимент с профилями начался в 2003 году. Его идея проста и понятна: учить детей не всему подряд, а тому, что пригодится для будущей профессии. Не секрет, что в 10-й класс в основном идут для того, чтобы поступить в институт. Так зачем же пичкать будущего гуманитария сложными теоремами и формулами, а гениального технаря — литературоведческими терминами? Поэтому в старших классах решили учить по определенным направлениям. Общее количество уроков оставили прежним, но распределили их между предметами по-новому: лирикам дали больше литературы, русского и иностранного языков, истории, а физикам — математики, информатики, естествознания. Эксперимент проходит в 10 субъектах РФ, и в нем принимают участие более 27 тысяч учеников из 266 школ. Фактически же к нему присоединялась чуть ли не половина учебных заведений в крупных городах. В Москве, к примеру, профили ввели все гимназии, лицеи и прочие продвинутые альма-матер.

По словам заместителя директора Департамента по государственной политике в образовании Игоря Реморенко, сегодня сформировались четыре модели профильных школ:

— многопрофильные: внутри одного учебного заведения создается несколько профильных классов — естественно-научный, лингвистический, информационно-технологический, социально-экономический, математический;

— однопрофильные, по типу спецшкол: математические, языковые, химико-биологические и прочие;

— сетевые: ученик получает базовое образование в родной школе, а профильное — в соседней, специальной;

— школы с ИУП.

Первая и вторая модели достаточно хорошо обкатаны. Но они подходят для крупных городов, где в одной школе учится не менее 800 ребят. Для сельской местности и небольших поселков удобнее третья модель. Если в округе насчитывается, скажем, 10 школ, 7 из них можно сделать базовыми, где единый для всех набор предметов, а 3 — профильными. В первых учат до 9-го класса, во вторых — до 11-го, но ребята там разделены на гуманитариев, технарей, естественников и т. д. Однако возникает проблема с доставкой школяров к месту учебы: расстояния в России большие, а дороги — ужасные. Решить эту проблему, по мнению чиновников, должны школьные автобусы.

Наибольшие споры вызывает четвертая модель. Индивидуальные ученические планы (ИУП) очень удобны для старшеклассников, но создают массы проблем для учителей и директоров школ. Школяр сам выбирает те курсы (помимо базовых предметов, обязательных для всех), которые хочет пройти. Скажем, история искусства и анатомия человека или физика твердого тела и психология животных. А учителя должны по возможности удовлетворить его образовательные потребности. Набор элективных курсов строго индивидуален, и составить единое расписание для всего класса невозможно. Ребятам предоставлено свободное посещение уроков. А это чревато массовыми прогулами... К тому же возникают проблемы с экзаменами. Основные предметы проходят по модулям: сначала в течение месяца вся математика, потом — физика, следом — литература... К июню знания, полученные в начале учебного года, из головы улетучиваются... Но эта модель считается самой прогрессивной. Непонятно, правда, где взять педагогов, способных вести спецкурсы и спецсеминары: в российских педвузах этому пока не учат...

Школьные профили окончательно введут в 2007—2008 годах. Но перед этим в 9-х классах обкатают предпрофильное обучение. К профилям добавятся портфолио — портфели индивидуальных достижений учащегося (ПИДУ). В них включат все награды, призы, поощрения, полученные школяром за 11 лет. И с этим багажом, а также баллами, набранными на Едином госэкзамене, выпускник покинет стены родной школы и отправится в плавание по бурному житейскому морю...




Партнеры