Ленин-дуб, Ленин-бук, Ленин-кипарис

Метровые бюсты Ильича спасли от помойки

Когда мы говорим Дмитрий Цаплин, то вовсе не подразумеваем Ленин. Наверное, потому, что этот художник-самородок получил мировую известность за работы в жанре анималистики. А тут портреты вождей мирового пролетариата в весьма необычном облике. Вторая персональная (посмертная) выставка скульптур художника проходит в Москве, в Музее современного искусства. Называется “Трагедия скульптора”.


Деревянные головы Ильичей величиной в полтора метра и одинокий Карл Маркс имеют неприступный вид. Все как на подбор вытесаны из деревьев самых твердых поделочных пород. Лысины отшлифованы до блеска, лица испещрены трещинами-морщинами, а взор почему-то потуплен. Несмотря на природную выдержку и идейность прототипов, бюсты имеют печальную судьбу. Они были буквально спасены из подвала мастерской своего создателя, которая превратилась в банальный офис.

А в 1927-м необыкновенными работами Дмитрия Цаплина, художника из крестьян, с двумя классами сельской школы, восторгались живые соратники вождя мирового пролетариата — Ворошилов и Луначарский. Нарком просвещения даже отправил юношу в Европу развивать талант. Восемь лет художник набирается опыта. Его персональные выставки проходят в Музее современного искусства Мадрида, в галереях Парижа, Мальорки. На предложения почитателей приобрести работы скульптор отвечает космическим завышением цен. Он не хотел ничего оставлять за границей и буквально все, что сотворил за восемь лет, привез на родину, в Россию... В мае этого года от незаслуженного забвения и участи навеки почить на свалке их уберег московский скульптор Владимир Буйначёв. Вывозили бюсты из подземелья, частично залитого водой, на двух машинах. Когда-то студент Буйначёв помогал мэтру выдалбливать полость в деревянной глыбе — самой большой голове из представленных на выставке. После исторической встречи, которая длилась всего три дня, стал работать без предварительных схем и называть себя “последователем Цаплина”. К слову — это не первое спасение Буйначёвым работ учителя.

— В 1994-м Буйначёву позвонили из Союза художников и рассказали, что зал, где размещены работы Цаплина, закрывают и собираются сделать на его месте ресторан. Он, естественно, забрал все до единой — и гипсовые, и каменные. Поставил на обозрение в керамической мастерской, — рассказывает сотрудница музея Ольга Князькина.

— То есть, по сути, они оказались никому не нужны?

— Да. Как и при жизни автора. Ведь непривычные бюсты из дерева не нашли широкого отклика у общественности — не были иконографическими. А между тем автор относился к вождю с большим теплом и творил абсолютно искренне. И это направление творчества Дмитрия Цаплина имеет большую художественную ценность.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру