Институт по-Болонски

Российских студентов пустят в Европу

22 августа 2005 в 00:00, просмотров: 326

Дипломы российских вузов через пять лет станут свободно конвертируемыми — их начнут признавать во всех европейских странах. А все потому, что Россия присоединилась к Болонскому процессу, цель которого — создать единую международную систему высшего образования.

В Болонский клуб входят уже 45 стран. Не позднее 2010 года все они должны подогнать свои образовательные программы под единые международные стандарты. Корреспондент “МК” побывал на родине общеевропейского процесса — в городе Болонья (Италия) и выяснил, что ожидает отечественных школяров и студентов через пять лет.

Во-первых, российские ребята станут учиться дольше. Сейчас школяры сидят за партами 11 лет, а в большинстве европейских стран для получения аттестата требуется не менее 12—13 лет. В Италии, например, учебная программа строится по схеме 5-3-5. Пять лет — начальные классы, три — средние, еще пять — старшие. В России, соответственно, — 4-5-2, хотя в Москве в этом году уже появятся экспериментальные школы (по одной в каждом столичном округе), где “началку” продлили до 6 лет (по схеме 6-3-2).

На Западе считают, что 11 лет для получения качественного среднего образования мало, тем более что в старших классах обязательно должна быть специализация. Следует учить не всему подряд, впихивая в детские головы как можно больше знаний (в основном — бесполезных), а готовить к получению профессии. Именно так обстоит дело в итальянских школах, где в гимназиях и лицеях углубленно преподают несколько предметов по одному-двум направлениям. В российских же учебных заведениях профилизация есть далеко не везде, хотя в некоторых уже практикуют и предпрофильную (в 9-м классе) подготовку. С 2007 года профили появятся во всех отечественных школах (кроме малокомплектных сельских, разумеется). Вероятно, тогда же произойдет и удлинение общего срока обучения — на 1 год. Сейчас 12-летка имеется только в некоторых экспериментальных (главным образом — столичных) альма-матер.

Во-вторых, в конце каждого цикла обучения введут государственную проверку знаний — независимое тестирование. Пока Единые госэкзамены сдают лишь 11-классники. В 2005 году ЕГЭ прошли в 78 субъектах РФ, в большинстве из них (в том числе Москве) — на добровольной основе. В перспективе же они станут обязательными для всех и будут проводиться при переходе ученика на очередную образовательную ступеньку. Соответственно — в 4-м (6-м), 9-м и 11-м (12-м) классах.

В Европе же итоговая аттестация учеников практикуется давно. Результаты школьных тестов засчитываются как вступительные в вуз. Итальянские выпускники, к примеру, не знают, что такое приемные экзамены. В университет их берут по баллам, набранными на тестировании. Это исключает коррупцию на экзаменах и сокращает семейные расходы — не требуются репетиторы. Учатся итальянские студиозусы в два этапа: сначала на бакалавра (4 года), потом, при желании, на магистра (2 года). Самые умные идут в аспирантуру (еще 2 года) и получают степень доктора философии. В результате заканчивают универы в 25, 28, а то и в 30 лет.

Российских учеников в перспективе ожидает примерно то же самое — Единые госы (с 2007 года) и двухуровневая система высшего образования: бакалавр-магистр (4+2 года) или специалист-магистр (5+1 год). Аспирантура (3 года) — при желании и возможности. Поскольку число отечественных школяров в ближайшие годы существенно сократится (скажутся последствия демографического кризиса начала 1990-х), то поступить в вуз смогут практически все 11-классники.

В-третьих, введут новую систему вузовских оценок. К 2010 году во всех европейских университетах появится система учебных кредитов (ECTS). За каждый прослушанный курс лекций, семинары, доклады, лабораторные работы и т.д. студентам начислят зачетные единицы. Набрал необходимое количество — получи диплом бакалавра, специалиста или магистра. Кстати, второй уровень высшего образования (магистратуру) можно пройти не в том месте, где первый. Скажем, сначала молодой человек учится в России, а потом — в Англии или Германии. Или наоборот. Это, как считают, существенно повысит мобильность студентов и облегчит им поиск работы.

В Италии, кстати, принято грызть гранит науки с перерывами. Отучился год-два — возьми академический отпуск, во время которого устройся на работу и получи практические навыки. Это повышает социальную ответственность молодых людей — к получению диплома они уже представляют, кем и где хотят трудиться. А найти хорошее место на Апеннинах ох как непросто — конкурс до 10 человек! В первую очередь работодатель смотрит на диплом — сколько баллов набрал, какие курсы прошел, а потом оценивает и практические знания соискателя. Зато и зарплату дает такую, которая позволяет спокойно жить и развлекаться. Учитель, к примеру, получает в среднем 1—1,2 тысячи евро в месяц — примерно столько же, сколько госчиновник или служащий в коммерческой фирме. Нашим бы Макаренко такую...



Партнеры