Тайны, покрытые “ИЛом”

В самолете Путина шалил автопилот и барахлил кондиционер

Самолет Путина сейчас — “герой дня”. Сможет ли на нем летать президент? Ведь на днях Ространснадзор потребовал приостановить эксплуатацию всех “Ил-96-300”: тормоза барахлят...

Но, как выяснил “МК”, неполадки в президентском самолете были и раньше. Еще в том “Ил-96-300”, что достался Путину “в наследство” от Ельцина.

В наше распоряжение попали документы, из-за которых пять лет назад в Федеральной службе воздушного транспорта России разгорелся большой скандал.

Все началось с того, что замначальника Управления летной службы ФСВТ России заслуженный пилот РФ Юрий Карецкий подал докладную записку на имя первого замдиректора ФСВТ России Анатолия Бондарева. И хотя она пестрит техническими деталями, ее общий смысл понятен. Вот некоторые выдержки:

“В ходе организации и подготовки к выполнению литерного рейса с главным пассажиром на борту Президентом РФ Путиным В.В. 02.06.2000 года была проведена проверка работы членов экипажа КВС Анциферова ГТК “России”.

В процессе облета самолета “Ил-96-300” ПУ №RА 96012 был выявлен ряд технических дефектов и серьезных недостатков:

— В полете на радиолокаторе МНРЛС наблюдаются ложные засветки, что не гарантирует безопасности полетов в зоне грозовой деятельности.

— Для исключения дымления двигателя №2 после его останова борт-инженеру требуется производить холодную прокрутку, что существенно отвлекает внимание и отнимает время на осуществление контроля за параметрами других двигателей. Требуется замена двигателя №2.

— Система кондиционирования воздуха не выдерживает заданной температуры воздуха в первой зоне (рабочий кабинет и спальня главного пассажира) в режиме “Автомат”. Регулировка температуры воздуха производится вручную, что не позволяет бортинженеру своевременно осуществлять контроль за другими системами самолета.

— В наборе высоты и на снижении при включенном автопилоте самолет не стабилизируется по тангажу, т. е. самолет не управляется в режиме “Автопилота”.

— Не работает система увлажнения воздуха, что приводит к повышенной утомляемости экипажа при длительных полетах и на большой высоте.

— Нет солнцезащитных шторок в кабине экипажа (на местах пилотов), т. е. при выполнении полетов против солнца экипаж не в состоянии контролировать параметры полета из-за недостаточного восприятия дисплейного оборудования, а также очень затруднен заход на посадку.

Ряд указанных выше недостатков повторяется длительное время, однако мер по немедленному устранению не принимается. Согласно нормативным документам гражданской авиации воздушные суда с подобными дефектами в полет не допускаются, а когда речь идет о выполнении полетов с первым лицом государства на борту — такое просто недопустимо”.

Президент не может летать на своем “главном” самолете! Понятно, что после появления этой записки поднялась буча.

Анатолий Бондарев, к которому на стол легла записка, потребовал у своего начальства собрать совещание. Оно прошло 9 июня 2000-го. Признали, что недостатки есть, решили, например, переоборудовать двигатели, но вот с тем, что летать на пресловутом самолете опасно, не согласились: “Оценки и вывод о невозможности дальнейших полетов, изложенные в докладной записке Карецкого Ю.В., являются необоснованными”. Интересно, что в комиссию, которая сделала такой вывод, входил тот самый Александр Нерадько (сейчас возглавляет Федеральную службы по надзору в сфере транспорта), который на днях обратился с предложением прекратить эксплуатацию самолетов “Ил-96-300”...

— Недостатки в самолете тогда все же не устранили, — утверждает Анатолий Бондарев. — Если бы устранили, был бы составлен соответствующий акт. А его-то нет!

Тогда, в 2000-м, Бондарев не успокоился и стал обивать пороги разных ведомств — от ФСО до Управления делами президентской администрации. Но там его доводы тоже сочли неубедительными. А потом Бондарева уволили под предлогом сокращения штатной единицы.

С тех пор прошло пять лет… Мы дозвонились Юрию Карецкому, тому самому, из-за докладной которого и заварилась вся эта каша.

— Поймите меня правильно, — заторопился Юрий Васильевич. — Тогда из-за этой докладной меня разжаловали до должности ведущего специалиста, а на это место сажают только новичков. И я дал слово, что никогда о том случае не вспомню, так что без комментариев…

В общем, история весьма странная. То ли неполадки действительно не имели такого уж большого значения, то ли все дело было в неких подковерных интересах.

Между тем на упомянутом самолете президент летал еще около трех лет. Ведь только в 2003-м основной борт Путина сменили.


Комментарий специалиста

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к независимому эксперту — летчику-испытателю первого класса, на счету которого около 100 освоенных типов и модификаций воздушных судов, Александру АКИМЕНКОВУ.

— Влияли ли перечисленные в докладной Карецкого недостатки на безопасность полетов?

— На мой взгляд, не влияли. С ними в принципе летать можно. Между прочим, в авиации есть специально установленный перечень недостатков самолета, с которыми его все же можно эксплуатировать. Хотя именно перечня для “Ил-96-300”, которым пользуется первое лицо государства, я не читал. Очевидно, что к самолету президента относятся более щепетильно.

— А каковы, на ваш взгляд, слабые места “Ил-96-300”, исключая уже широко обсужденную тормозную систему?

— Дело в том, что самолет “Ил-96” сделан на базе самолета “Ил—86”. И от него-то “Ил-96” унаследовал крупный недостаток. Вы помните трагедию июля 2002 года, когда “Ил-86” набрал высоту и рухнул? (Рейс Москва—Санкт-Петербург. — Авт.) Дело было так. На взлете самопроизвольно стабилизатор (руль управления) начал отклоняться. За 17 секунд после отрыва от земли стабилизатор отклонился более чем на 8 градусов. Самолет сделал свечку и упал. Причина — недоиспытанность. Если самолет делает в воздухе то, чего не могли предвидеть, то почему возникли эти неожиданности?

Для улучшения характеристики управления на борту “Ил-96” установили компьютер. Но на его работу могут влиять сторонние электромагнитные излучения. Раньше под Керчью был аэродром Багирова, где проверяли электромагнитную совместимость. Но он достался Украине, и там быстренько все разворовали. Этого полигона уже не существует…

Не боги горшки обжигают. Даже у самого, казалось бы, проверенного и надежного самолета страны есть слабые места. И в этом, как ни печально, нет ничего удивительного.


СПРАВКА МК:

“Ил-96-300” — дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет — разработан в 1978 году, в регулярной эксплуатации с 1993 года. Самолет предназначен для перевозки пассажиров , багажа, почты и грузов на воздушных магистральных линиях протяженностью до 11000 км. Всего эксплуатируется 13 самолетов: два в ГТК “Россия”, 6 — в “Аэрофлоте”, 3 — в “Домодедовских авиалиниях” и 2 у компании “Красэйр”.


P.S. Между тем Роспром обещает буквально до конца недели разработать план устранения дефектов “Ил-96-300”. Сегодня состоится совещание, на котором представители заинтересованных федеральных служб и ведомств согласуют свои действия, а в четверг утвердят окончательный план мероприятий.

А в ГТК “Россия”, которая обслуживает президента, сообщили, что на время приостановления эксплуатации “Ил-96-300” их заменят резервные “Ил-62”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру