Лапта на выбывание

Федеральные чиновники осалили подмосковных игроков

“…Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр, — писал известный русский писатель Александр Куприн. — В ней нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: “своего выручай”. Лет эдак сорок назад подавляющее число читателей, не задумываясь, отгадало бы игру, о которой столь восторженно отзывается классик. Это русская лапта, которая сегодня, к сожалению, незаслуженно обделена вниманием спортивных чиновников. И даже когда находятся люди, с искренней любовью и энтузиазмом берущиеся за ее возрождение, им умудряются ставить палки в колеса. История подмосковного детского спортклуба “Русская лапта” — наглядное тому подтверждение.

Забава викингов

В глубокой древности берет свои истоки русская лапта. Археологи обнаружили деревянные биты и самодельные мячи при раскопках древнего Новгорода. Упоминания о лапте были найдены также в памятниках древней русской письменности и мемуарах иноземных путешественников. Автор ее неизвестен, но свои корни она дала по всему миру. Так, в Румынии игра, похожая на лапту, называется ойна, в Финляндии — песа палло, в США — бейсбол, в Англии — крикет. Норвежские археологи находили биты для игры в лапту, которая пользовалась популярностью у викингов. Немцы души не чают в своей лапте, именуемой шлагбол. Известный ученый-анатом и педагог Лесгафт в своих сочинениях 1909 года описывает многие виды лапты: простая, швейцарская, немецкая, французская, итальянская, американская. Сам гениальный Гете не преминул описать народную забаву в своем сочинении “От Вероны до Венеции”.

Несколько поколений советских мальчишек с ностальгией вспоминают лапту как любимое дворовое развлечение. В 60-х годах прошлого века в Союзе проводились официальные чемпионаты и спартакиады по русской лапте. Но потом о ней благополучно забыли. Сначала как о виде спорта, а потом и вовсе — как о любимой всенародной потехе. К счастью, не навсегда.

Ты помнишь, как все начиналось…

В 80-е лапта получила второе дыхание благодаря горстке энтузиастов, влюбленных в народную игру с самого детства. Они обобщили прежние правила, дополнили их современными разработками и получили достойный симбиоз старой и новой лапты. В результате сейчас в нее играют более чем в 40 регионах России. В Московской области одним из зачинателей возрождения лапты был чемпион России по легкой атлетике Дмитрий Дорош.

Оставив в 1987 году большой спорт, — говорит Дмитрий, — с большим воодушевлением взялся за организацию команды для игры в лапту. Собрал своих друзей-спортсменов, и мы стали ездить по всему Союзу. Постепенно наш состав стал “ветшать”, поэтому ребята один за другим начали приводить своих подросших сыновей. Так образовалась команда “Отцы и дети”. В 2000 году их объединил клуб “Русская лапта”.

Клуб базируется в небольшом поселке Новый Быт, что в Чеховском районе. Местная администрация предоставила игрокам небольшое помещение и поле.

Для поселка, особенно для родителей и педагогов, клуб — настоящая находка. Судите сами. В единственной поселковой школе учатся около двухсот человек, из них почти сто (!) занимаются русской лаптой. Причем занимаются профессионально.

— В первый же год выступлений наша команда девушек стала победительницей первенства России, а юноши завоевали третье место. Мои ребята играют не в дворовую, а в спортивную лапту. Мы развиваем честолюбие и ориентируем детей на конкретные спортивные достижения. К примеру, в этом году из выпускного 11-го класса вышло 10 мастеров спорта нашего клуба.

В отличие от городов, где занятия в спортивных секциях стоят от 500 рублей в месяц, новобытовские дети тренируются абсолютно бесплатно. Причем практически каждый день. В клубе, который для них становится вторым домом, их обеспечивают формой, снаряжением, интересным досугом. Самое престижное для местной детворы — попасть в команду “Русская лапта”. Общение, увлекательные поездки (опять же бесплатно) на соревнования по всей стране, полноценное физическое развитие — плюсы можно перечислять долго.

— Наш вид спорта — самый демократичный, — считает Дмитрий Дорош, который бессменно возглавляет клуб, в свободное от основной работы время тренирует детей и, между прочим, является кандидатом педагогических наук. — В нем можно использовать и развивать любые физические данные ребенка. Крепышей мы берем в “бьющие”. Ведь, чтобы разогнать биту, нужна сила. Выносливых и худых определяем в “бегущие”. Хорошо целишься — пожалуй в “пасующие” и т.д.

Но самое существенное преимущество заключается в том, что у этих детей тяга к здоровому образу жизни привита с малолетства.

Бей, беги, лови, существуй

Наши предки не стали сильно исхитряться, изобретая правила игры в русскую лапту. Играют две команды соперников: защиты и нападения. Цель нападающих набрать как можно больше очков за счет удачных перебежек — каждая приносит по два очка. Для начала надо с помощью биты перебить мяч за контрольную линию. Если нападающий попал, то пускается галопом на другой конец поля. А защитники в свою очередь ловят “свечи” и целятся в него мячом, стараясь осалить. Этот специальный лаптистский термин лучше всего характеризует момент “охоты” на бегущего. Осалив перебежчика, защита сама зарабатывает право на удары и перебежки. И так до конца игры, которая идет два тайма по 30 минут. Кто набрал больше очков, тот и победитель. Просто, как все гениальное.

— Люди некомпетентные часто путают лапту с бейсболом или софтболом, — сетует Дорош. — Но разница между ними значительная. Там и бита другая, и техника удара, и размеры поля. Основной девиз в лапте: бей, беги, лови, существуй. Мои ребята пробовали играть и в бейсбол, и в софтбол. Корни-то у них одни. На Кубке России по софтболу даже заняли 3-е и 4-е места, удивив матерых профессионалов. Практически выигрывали уже, но это же нонсенс — чтобы команда по русской лапте выиграла соревнования по софтболу!

…Мальчишки и девчонки быстро рассыпаются по изумрудному газону. Одни отрабатывают удар, вторые носятся по полю как угорелые, третьи азартно болеют за игроков. Если наблюдать за игрой настолько увлекательно, то как же здорово тогда в нее играть! Не напрасно, видать, лапте приписывают неповторимый кураж и заразительную бесшабашность, одновременно считая ее кузницей ловкости, точности, спортивной хитрости и даже храбрости.

— Практически любая народность имеет вид спорта, схожий с лаптой, — продолжает Дмитрий. Американцы из своей лапты под названием бейсбол вообще культ делают, вкладывают в него сумасшедшие деньги, потому что дорожат национальными ценностями, которых у них раз, два и обчелся. А у нас, видимо, их так много, что дорожить не хотим… Не исключено, что уйдет мое поколение и лапта как вид спорта окончательно забудется.

В лапту, и тем более в русскую лапту, действительно не спешат вкладывать деньги, потому что она не является олимпийским видом спорта. И вряд ли когда-нибудь им станет. Были попытки организовать международные турниры по русской лапте (последний раз — в этом году в Пензе), но все они заканчивались крахом. Не приезжает ни одна зарубежная команда. Хотя украинцы, белорусы, таджики, узбеки — все играют в спортивную лапту. Вся загвоздка оказалась в слове “русская”.

— В приватной беседе мои друзья из стран СНГ сообщили, что пока лапта называется русской, ни один местный спортивный чиновник команду на соревнования не выпустит. Можно расценивать это как русофобию, а можно как предпосылку к важным изменениям. Считаю, сама игра ничего не потеряет, если из названия убрать слово “русская”. Мы же не говорим английский футбол, хотя его родоначальником является Англия. Пусть это будет просто лапта, зато общепризнанная и стабильно развивающаяся.

Скажите “спасибо”…

Раз не удается себя показать и других посмотреть на международных турнирах, спортсмены клуба “Русская лапта” успешно играют внутри страны. Вернее, играли. Потому что почти год как общероссийская Федерация русской лапты перекрыла им кислород, несмотря на то, что в последние годы чеховцы — единственные, кто выступал от Московского региона и уверенно занимал первые места.

— Как раз сегодня в Великом Новгороде проходит турнир, но нас на него не допустили, — наперебой жалуются лаптисты. — В прошлом году обе наши команды — и девочек, и мальчиков — заняли там первые места.

Ладно, если бы чеховцы садились кому-то на шею. Но они сами оплачивают дорогу, гостиницу, питание, работу судей, тренеров, штрафы — список можно продолжать долго. Иными словами, федерация сама получает прибыль от участия в играх чеховского клуба. Так где же логика? Не пахнет ею и в следующей ситуации, наталкивающей на грустные выводы.

В свое время Дорош обратился к президенту федерации с предложением открыть при Малаховской академии спорта отделение для подготовки тренеров по русской лапте. Директор академии дал согласие, осталось подготовить необходимые документы. Но… “А зачем нам это надо”, — невозмутимо ответствовал чиновник.

В желании подавить все ростки энтузиазма, исходящие из Московской области, представители федерации доходят до абсурда. Недавно чеховские лаптисты поехали в город Одоев Тульской области на турнир “Золотая бита”. Приехали, не считая них, всего две команды! И те в неполном составе. И что вы думаете — клубу “Русская лапта” категорически запретили участвовать в соревнованиях. Не помогла ни личная просьба губернатора области, ни детские слезы…

— Мы с ребятами побежали к вице-президенту федерации, — чуть заикаясь от волнения, вспоминает 8-летний Егор Лагутин, — а он от нас все время пытался скрыться. Тогда мы его догнали и окружили. Плача, просили разрешить играть.

“Скажите спасибо вашему тренеру”, — цинично бросил в лицо детям чиновник и пошел дальше.

Объясните, господа чиновники, почему из-за ваших замысловатых взаимоотношений должны страдать дети? Которые просто хотят заниматься любимым видом спорта и ничего не просят, кроме возможности участвовать в соревнованиях, на организацию и проведение которых, между прочим, деньги выделяет государство.

Горькая обида прочно поселилась в детских сердцах подмосковных лаптистов. Они пол-лета готовились к соревнованиям, многие не поехали к бабушкам-дедушкам. Некоторые перестали ходить на тренировки. “Все рано нас везде обижают”, — потеряли надежду они.

Дмитрий Дорош по-прежнему пытается сделать все возможное для своих игроков. Он обратился в областной спорткомитет, где ему обещали помочь посредством создания Федерации русской лапты Московской области.

— Я связывался с руководством общероссийской Федерации русской лапты, — сообщил нам начальник отдела областного спорткомитета Анатолий Юдаев, — где мне сказали, что клуб “Русская лапта” якобы не способствует развитию данного вида спорта в Московской области. С чем я категорически не согласился. Да, они не соблюли формальностей, самостоятельно, а не через региональную федерацию присылая заявки на соревнования. Но подмосковной федерации пока и нет. Мы ее только создаем. Сейчас в области аккредитовано 69 федераций, значит, она будет 70-й. Буквально в минувший понедельник мы написали письмо в Российскую федерацию русской лапты с просьбой допустить клуб к участию в соревнованиях, которые пройдут в начале сентября в Анапе. Если и в этот раз последует отказ, будем обращаться к Вячеславу Фетисову.

Но пока идет эта работа, хотелось бы все-таки выяснить, какое подводное течение заставляет федеральных спортивных чиновников давить инициативу подмосковных игроков? Предубеждение к команде из Московского региона по принципу нелюбви к зажиточной по сравнению с остальной страной столице? Или нежелание развивать лапту как вид спорта, поскольку с ее взлетом к руководству придут другие люди: более молодые, заинтересованные, профессиональные? Почему сельские дети с горящими глазами и открытой душой, наполненные стремлением к спортивным победам, остаются крайними в какой-то взрослой грязной подковерной возне? Все эти вопросы остаются открытыми.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру