Китайское предупреждение

100 000 сепаратистов “замочили в сортире” за 62 минуты

Россия и Китай, без преувеличения, поставили на уши весь мир. Американская разведка уже неделю пребывает в жутком напряжении по поводу происходящего в Желтом море, где то и дело пускают ракеты, высаживается десант и шныряют стратегические бомбардировщики — так масштабно проходят беспрецедентные российско-китайские военные учения под весьма невинным названием “Миссия мира-2005”.

Событие это можно назвать историческим хотя бы потому, что Китай никогда и ни с кем совместных учений не проводил. Поэтому столь впечатляющее количество “русских в камуфляже” на китайской земле — событие, с которого начинаются все новостные передачи в КНР.

До вчерашнего дня в акватории Желтого моря проходили, можно сказать, лишь репетиции активной фазы учений, т.е. были еще цветочки. Ягодки же начались, когда в Китай прибыл министр обороны Сергей Иванов — в прекрасном расположении духа.

Вместе с главой военного ведомства за уникальными маневрами наблюдал спецкор “МК”.


По дороге в Поднебесную Сергей Иванов в неформальной обстановке пообщался с журналистами на борту самолета (ниже в материале приводятся его цитаты. — Авт.). Несмотря на то, что до этого у него были тяжелые дни: нервотрепка с аварией батискафа, затем пуски ракет на Северном флоте с участием президента, — выглядел министр, как начищенный самовар: весь светился от удовольствия, был бодр и разговорчив.

И правда, чем не повод для гордости — ведь о том, что Россия и Китай проведут столь масштабные совместные маневры, было объявлено в конце 2004 года, после декабрьского визита Иванова в КНР. Он — один из инициаторов события, которое с десяток лет назад даже и представить себе никто не мог: ни китайцы, ни мы. Старшее поколение помнит, что наши отношения были не лучше, чем у соседей по коммуналке: на грани войны.


“Сценарии всегда трудно придумывать. Что смогли, то и придумали”.

Сергей ИВАНОВ, министр обороны РФ.


Сценарий учений прост и неоригинален. Предполагается, что в некоем царстве-государстве, условно расположенном в китайском регионе Шаньдун, возникли массовые беспорядки на почве этнических разногласий и его правительство обратилось к ближайшим соседям и ООН с просьбой о военной помощи. В страну входят условные миротворцы — российские и китайские солдаты. Их цель — навести порядок. Кстати, террористов и экстремистов, по сценарию, аж сто тысяч человек. Поэтому и сражается с ними более чем внушительная армия.


“Почему я за эти учения? Во-первых, чтобы жизнь медом не казалась. Во-вторых, на это сейчас есть деньги. В-третьих, надо повышать профессионализм. Одно дело — прыгать на знакомом полигоне, другое — при 50-градусной жаре в незнакомой местности... Такие учения — это еще и реклама нашего оружия”.

Сергей ИВАНОВ, министр обороны РФ.


СПРАВКА МК:

Россия является главным поставщиком оружия Китаю: в 2004 году КНР закупила вооружений на 2 миллиарда долларов.

Доля Китая в общем объеме внешних закупок российских вооружений и военной техники, по официальным оценкам, достигает половины. По неофициальным — 70%.

С “50-градусной жарой” не заладилось сразу. По прилете в Циндао (административный центр в провинции Шаньдун, где проводятся учения. — Авт.) начал моросить дождь, который к началу “активной фазы учений” (24 августа) перерос в ливень. Над полигоном зависли черные тучи, а Желтое море принялось штормить. От дождя и холода гостей и наблюдателей спасли только солдатские плащи, загодя заготовленные в достаточном количестве китайской стороной.

Пронесшиеся с рыком над головами истребители, возвестившие о начале учений, в гуще облаков можно было разглядеть с трудом. Они между тем, согласно сценарию, провели “огневую подготовку”, чтобы “парализовать оборонительную систему противника” и подготовить плацдарм для десанта. Затем из морской дымки показалась мощная “морская группировка”, доставившая как можно ближе к суше морпехов: корабли выплюнули БТРы — и те рванули к берегу, стреляя на ходу.

Затем дошла очередь до наших десантников — десятки парашютов замелькали в воздухе. Огневую поддержку им оказали китайские вертолетчики, еще раз зачистив территорию с непокорными сепаратистами бомбами объемного взрыва...

Сепаратистов “замочили в сортире” за 62 минуты — все 100 тысяч человек. И — вот чудо! — как только с повстанцами было покончено, дождь прекратился и выглянуло солнце. А громкоговоритель затянул “Подмосковные вечера”...

Уже потом министр обороны России Сергей Иванов, в общем-то довольный учениями, сказал журналистам, что из-за погоды “десант морской пехоты осуществлялся на грани безопасности”. Слишком большими были волны — БТРы заливало с головой. Но, тьфу-тьфу, все обошлось.

В четверг — заключительный этап учений. Сухопутный.


“С кем мы только учений не проводили… А вот Китай — ни с кем и никогда. Они предложили нам. Такие предложения на дороге не валяются... Я выучил несколько слов на китайском. Вот, например, “ганбэй”… Это значит “до дна”.

Сергей ИВАНОВ, министр обороны РФ.


С общением между партнерами по учениям поначалу вышла накладочка. Дело в том, что международный английский в Китае не в чести, а мы, в свою очередь, по-китайски ни бум-бум. Сначала даже была договоренность, что каждая сторона будет отдавать команды летчикам и морякам на своем языке. А общаться на командном пункте — через переводчиков.

Выход нашел министр обороны Китая товарищ Цао Ганьчуань, который, согласно предоставленной журналистам справке, оказывается… “свободно владеет русским языком”. Секрет прост: когда-то нынешний министр учился в России и до сих пор испытывает к нашей стране самые нежные чувства.Так вот, товарищ Цао собрал по стране всех военных знатоков русского языка и снабдил ими всех, кого требовалось. Так что языкового барьера даже не ощущалось.

Министр обороны Китая и сам поупражнялся в знании русского, приветствовав своего коллегу из России перед началом учений исключительно на его родном языке.

— Привет, дорогой! Как настроение? — поинтересовался генерал-полковник Цао у Сергея Иванова.

— Настроение боевое, — заулыбался российский министр.

— Какие вопросы?

— Вопросов нет.


“Вот говорят, что это подготовка к вторжению на Тайвань, — чушь собачья. Если это вызывает интерес, озабоченность и что угодно у третьих стран, то это их проблемы”.

Сергей ИВАНОВ, министр обороны РФ.


СПРАВКА МК:

Китай и Тайвань более полувека находятся в состоянии вражды. С 1949 г. Тайвань является независимым государством, но КНР его не признает, считая остров неотъемлемой частью Китая.

Безусловно, то, что происходит на самих учениях, кажется относительно вторичным по сравнению с политическим фоном, на котором они проходят.

Достаточно посмотреть, что по этому поводу пишет зарубежная пресса, особенно американские СМИ.

Свою озабоченность также выразила и Япония.Обе страны претендуют на лидерство в Тихоокеанском регионе и постоянно конфликтуют друг с другом.

Тайвань же вообще в пику российско-китайским учениям провел свои военные маневры: к Тайваню подплыли воображаемые китайцы на катерах, в воздух в ответ взмыли тайваньские истребители. Из моря появились тайваньские танки-амфибии. За сутки атака китайских вооруженных сил была смело отражена.

Тем не менее справедливости ради следует отметить, что “антитеррористические” учения Китаю все же действительно необходимы, поскольку в КНР есть своя “Чечня” — проблемы с экстремистами в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Это огромный по площади регион, населенный преимущественно крестьянами-мусульманами с одним из самых низких в стране показателей дохода на душу населения. Правительство КНР борется с уйгурским сепаратизмом в основном полицейскими мерами: за последние восемь лет в СУАР было казнено более 2000 уйгурских боевиков. Так что опыт, наработанный в ходе нынешних учений, пригодится китайским военным при более масштабном решении “проблемы СУАР”. Надеемся, без участия России.

* * *

Всего в учениях принимает участие около 10 тысяч военных с обеих сторон. Наших — меньшинство: всего 1800 человек. Зато мы берем техникой, выставив два стратегических ракетоносца “Ту-95МС”, четыре дальних бомбардировщика “Ту-22М3”, военно-транспортные “Ил-76МД”, самолет-заправщик “Ил-78”, самолет дальнего радиолокационного обнаружения “А-50”, фронтовой бомбардировщик “Су-24М2” и истребители “Су-27СМ”. Кроме того, к маневрам привлечены силы Тихоокеанского флота: большой противолодочный корабль “Маршал Шапошников”, эсминец “Бурный”, большой десантный корабль “БДК-11” с ротой морпехов, а также танкер “Печенга” и морской буксир “СБ-522”.

С китайской стороны в учениях принимают участие примерно 8 тыс. военнослужащих и боевая техника: 4 эсминца, 2 тральщика, 6 десантных кораблей, 2 дизельные подлодки, а также 3 бомбардировщика “H-6”, 10 военно-транспортных “Ил-76” и “Y-8”, 3 “Су-30МКК”, несколько вертолетов “Ми-8” и “Z-5” и до 100 танков и бронетранспортеров.

Кстати, с нашей стороны участвуют как контрактники (псковские десантники), так и солдаты-срочники (морпехи Тихоокеанского флота). А у китайцев — только призывники, поскольку службы по контракту у них нет.

АМЕРИКАНСКИЕ СМИ ОБ УЧЕНИЯХ

“Учения, направленные против США”

“Представители МО КНР заявляют, что эти маневры не направлены против третьих стран. Однако поверить этому могут лишь крайне наивные люди.

Представляется крайне маловероятным, что Москва пошла бы на военный конфликт с Соединенными Штатами, поддерживая китайское вторжение на Тайвань, однако именно такое впечатление стремится создать Пекин.

Российско-китайское партнерство напоминает нечто вроде антиамериканского военного альянса: оно включает отработку действий по противостоянию американской группировке на западе Тихого океана”.

(Тне Washington Times, США)


“Вызывающий беспокойство альянс”

“Россия и Китай вместе противостоят американскому влиянию вокруг своих внешних границ. Обе эти страны недовольны тем, что США поддерживают свободу в регионе , которые Россия и Китай считают зоной своего влияния. На недавнем саммите Шанхайской организации сотрудничества Москва и Пекин сговорились заставить Узбекистан и Кыргызстан закрыть американские военно-воздушные базы. В результате Узбекистан дал Америке 180 дней на вывод базы”.

(New York Post, США)


КАК ДРУЖИЛИ И ВОЕВАЛИ РОССИЯ И КИТАЙ

1900 г. — русские войска вместе с экспедиционными корпусами из Японии, Германии, США, Франции, Австро-Венгрии, Италии, Франции и Великобритании подавили “боксерское восстание” в Китае.

1918—1920 гг. — китайские войска приняли участие в иностранной интервенции против Советской России.

1920-е гг. — советские военные специалисты оказывали помощь Национальному правительству Китая (во главе с Чан Кай-ши) во времена гражданских войн.

1929 г. — вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дор`оге между советскими войсками и китайскими милитаристами.

1937—1941 гг. — СССР оказал помощь гоминьдановскому правительству Китая в борьбе против японских агрессоров (в т.ч. военные летчики). Несколько тысяч военных специалистов прошли через Китай. Погибли более 200 советских летчиков.

1945 г. — Советская армия освободила Северо-Восточный Китай от японских оккупантов. Во время Гражданской войны в Китае СССР оказывал поддержку коммунистам против Гоминьдана.

1950—1953 гг. — советские и китайские военные сражались на стороне северокорейцев во время Корейской войны.

1969 г. — советско-китайские пограничные конфликты на Даманском (на реке Уссури) и в Казахстане (озеро Жаланашколь). С советской стороны погибли 60 человек.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

“На ваш взгляд, совместные российско-китайские военные учения — это вызов США?”


Юрий РОДИОНОВ, депутат Госдумы, генерал-полковник, бывший замминистра СССР:

— Косвенно каждый может додуматься, что это игра мускулами перед США. Но думать-то у нас еще не запрещают. Тем более американцам — у них мозги своеобразные, пусть какие угодно выводы делают.

Владимир КУЛАКОВ, член Совета Федерации, генерал-полковник:

— Америка здесь ни при чем. Россия и Китай входят в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), и эти учения — не демонстрация сил какой-то третьей стране, а совместная борьба с международным терроризмом. И такие учения у нас проходят не только с Китаем, но и с Англией, Италией и прочими странами. А делать вызовы США или кому-то еще — занятие опрометчивое.

Сергей КАРАГАНОВ, председатель Совета по внешней и оборонной политике:

— Если на все на свете смотреть сквозь американскую призму: а что подумают? а что скажут? — будет очень печально. Это никакой не вызов, а укрепление взаимных позиций армий России и Китая. Напротив, если проследить сценарий учений, то складывается впечатление, что обе страны тщательно делают все, чтобы никому никаких вызовов не бросать.



КРАСНАЯ АРМИЯ ВСЕХ СИЛЬНЕЙ
В день на питание китайского бойца тратят чуть больше доллара

Народно-освободительная армия Китая — самая большая по численности в мире: под ружьем в регулярных вооруженных силах сегодня 2,25 млн. человек. Резерв оценивается примерно в полмиллиона “запасников”.


Своим вооружением китайская армия во многом обязана опыту советской (и российской) оборонки. Большинство из 7,5 тысячи средних танков на вооружении НОАК создано на базе советских “Т-54”. Так или иначе, позаимствованы у северного соседа и идеи легких танков. Броневую мощь китайской армии дополняют 4500 бронетранспортеров и БМП.

Китайские ВВС насчитывают более 4000 боевых самолетов, среди которых тоже немало крылатых машин с родными русскому уху именами — “Ту-16”, “МиГ-19”, “МиГ-21”, “Су-27” и т.д.

В военно-морских силах Китая служат около 250 тысяч человек. Флот состоит из 63 дизельных субмарин и одной атомной подлодки, 18 эсминцев, 35 фрегатов, 125 торпедных катеров и 73 десантных кораблей. Нельзя забывать и о том, что Китай обладает атомным оружием — по последним данным, это около 400 ядерных боеприпасов. Недавно стало известно о том, что на вооружение НОАК была принята и нейтронная бомба.

Призывают в Народно-освободительную армию Китая, как и в России, с 18 лет, срок службы — два года. О том, как поставлено военное дело в КНР, говорит хотя бы тот факт, что к началу этого года в Китае насчитывалось 13 тысяч военных школ, прививающих подрастающему поколению любовь к Родине, партии и армии. Расходы на оборону в КНР постоянно увеличиваются и в 2005 г. превысили $29,6 миллиарда. Рост затрат военного бюджета Китая связан прежде всего с повышением окладов и предоставлением ряда социальных гарантий военнослужащим, а также с реформированием и модернизацией вооруженных сил. С санкции Центрального военного совета средняя норма ежедневного денежного расхода на питание солдата Народно-освободительной армии Китая с начала этого года увеличилась на 1,80 юаня и достигла 10 юаней ($1 = 8,725 юаня).

Несмотря на увеличение оборонных расходов бюджета КНР, многие военные эксперты полагают, что этого пока недостаточно для создания мощной и современной армии страны с претензией на сверхдержаву. Большинство специалистов сходится во мнении, что Китай еще не располагает достаточными ресурсами для проведения больших военных операций. Однако здесь важно учитывать менталитет китайцев, которые способны превзойти самих себя, когда речь заходит о потере лица.


ВОЕННЫЕ БЮДЖЕТЫ (в US$)

США — 419,3 млрд. (на 2006 финансовый год)

РОССИЯ — 23 млрд. (запланировано на 2006 г.)

КИТАЙ — 29,6 млрд.*

ЯПОНИЯ — 45,1 млрд.

ИНДИЯ — 19,1 млрд.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ — 16,4 млрд.

ТАЙВАНЬ — 7,5 млрд.

* — по мнению авторов доклада Пентагона “Военная мощь Китая”, расходы КНР на оборону в ближайшее время могут составить $90 млрд.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру