Мастер-класс

Руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина: “Самое главное в жизни — никого и ничего не бояться”

В последние дни августа у главы Департамента образования Москвы сумасшедший график. И все же Любовь Петровна Кезина выкроила полтора часа на “горячую линию” с читателями “МК”. После первых же звонков, давая по телефону поручение своей заместительнице, она сказала: “Тут по-настоящему горячая линия!”


— Любовь Петровна, у меня в мае внук родился...

— Я вас поздравляю!

— Я слышала, сейчас в 1-й класс непросто попасть. Может, нам сразу его в школу записать?

— Не надо, рано еще (смеется). А вот в детский сад рядом с домом я вам советую уже сейчас заглянуть. К сожалению, в Москве существует очередь в детские сады, 12 тысяч человек в ней стоит. Мы планируем только в этом году построить 21 новый детсад, на первых этажах жилых домов будем открывать детсады, но с 1990-х годов Москва потеряла 1400 ведомственных дошкольных учреждений. У нас есть список из 97 таких садов, которые заняты арендаторами, и выкурить их оттуда очень сложно.


— Говорят, трехлетний ребенок при поступлении в детсад должен знать буквы и уметь считать до десяти...

— Ребенок никому ничего не должен! У нас, кстати, в детсады ходят 13 тысяч детей мигрантов, многие из которых и говорить-то по-русски не умеют, — мы берем всех. Детский сад надо обязательно посещать: там занимаются развитием ребят. Я считаю, что детей ни в коем случае нельзя в детсаду учить читать, писать и считать. Я 9 лет проработала учителем начальных классов — представляю, если бы ко мне пришли ребята, по-разному умеющие писать: это же катастрофа — их переучивать! В детских садах детей следует развивать, подготавливать к школе, а не заниматься предшкольным образованием.


— Любовь Петровна, в начальной школе детям можно ставить оценки?

— Это каждая школа может решать сама, в некоторых и до 9-го класса учат без оценок...


— Имеет ли школа право готовить детей к поступлению в 1-й класс на коммерческой основе?

— Категорически нет. 1 сентября за парты впервые сядут 75 тысяч московских ребятишек. 90% из них готовились к школе в детских садах и центрах развития ребенка.

А директор обзывается...

— Очень давно, еще в 1949 году, я пришел учиться в пятый класс и вместо своей первой учительницы встретился с целой командой преподавателей-предметников. 56 лет прошло, а я до сих пор с ужасом вспоминаю то время. Каковы перспективы распространения практики, когда учитель начальной школы остается классным руководителем своих подросших учеников?

— В этом году мы решили широко провести эксперимент по начальной школе-шестилетке с тем, чтобы учитель начальных классов остался с детьми и в пятом, и в шестом классах.


— Моя дочка учится в школе №1285 с английским уклоном. Директор школы позволяет себе некорректно высказываться в адрес учеников, девочек особенно, и выдает та-акие слова, а мы не знаем, как с этим бороться. И у нас идут постоянные поборы.

— В понедельник я буду проводить оперативное совещание с начальниками окружных управлений и обязательно поговорю с руководителем управления СВАО. Что касается поборов, то в этом году вряд ли кто рискнет, потому что многие директора были наказаны в конце прошлого учебного года.


СПРАВКА "МК"

В мае состоялась историческая коллегия Департамента образования Москвы, посвященная проблеме поборов в школах и детских дошкольных учреждениях. По результатам проверки от занимаемой должности были освобождены 20 директоров школ и заведующих детсадами.


— Мой сын учится в школе №944, и мы в конверте платим...

— А вы не кладите деньги в конверт!

— У нас такой порядок. Приходит сын из школы и говорит, что завтра нужно сдать определенную сумму, а то учителя разбегутся.

— Никто никуда не разбежится. Вам на родительском собрании нужно обратиться к классному руководителю с требованием не вмешивать детей в это дело. А родителям я категорически запрещаю давать деньги. Если требуют — обращайтесь в департамент.

— Но я уже звонил в департамент — мне сказали, что эти деньги поступают в фонд “Просвещение”.

— Ах, фонд!.. Это вы, родители, его сами и создали. Я попросила УБЭП проверить этот фонд. Нарушений не нашли. Но деньги должны проходить только через банк и по платежкам.

— Но я боюсь, что, если начну поднимать денежный вопрос, это отразится на ребенке.

— А вы не бойтесь. Самое главное в жизни — никого и ничего не бояться.

Учитель на дом

— Любовь Петровна, миленькая, здравствуйте, вас беспокоит бабушка, опекунша несовершеннолетнего внука. Ему 14 лет будет. Он учился в школе пятого вида для детей с нарушениями речи, но ему там трудно, там ребятки все больные. Ему общаться там не с кем. Любовь Петровна, разрешите ему надомное обучение.

— Это негативно скажется на его уровне. У него будет меньше учебных часов. Дайте мне, пожалуйста, свой телефон. Я подумаю, как сделать так, чтобы ваш мальчик безболезненно получил образование.


— У меня ребенок — инвалид с детства, неходячий колясочник. Сколько часов ему положено в неделю домашнего обучения? Он во втором классе.

— Четыре академических часа в неделю. А почему вы не отдаете ребенка в специализированную школу-интернат?

— С нашим заболеванием нельзя.

— Я вам советую дополнительно присоединиться к программе дистантного обучения. В Москве 1157 детей занимаются с учителями через Интернет.


— С вами говорит Алла Михайловна. У меня ребенок — инвалид с детства. Вчера мы были на городской комиссии, нас определили в школу для слепых детей на индивидуальное обучение. Два раза в неделю я должна его привозить. В обычной школе, где сын раньше учился, нам платили компенсацию за питание, а здесь не будут. А я не работаю из-за него. Мы живем на пенсию и на алименты.

— А почему ребенка не берут в интернатскую группу?

— У него после пятой операции на глаза начался ночной энурез, как только в интернате услышали — отказали. И Брайля он не знает.

— Давайте мы его устроим в интернат на всю неделю.

Нехорошая школа

— Здравствуйте. Я отец ученицы школы №2020. Я не сомневаюсь в вашей принципиальности, вы должны помочь нам разобраться с ситуацией, которая сложилась в нашей школе. В мае, когда объявили, что новая школа станет экспериментальной: несколько иностранных языков, на уроках труда будут учить оригами, а на физкультуре — игре в бридж. А накануне 1 сентября директора сняли.

— Назначенный директор раньше возглавляла ныне упраздненное ПТУ. Она действительно много обещала родителям, но оказалось, что за две недели до учебного года в школе нет даже расписания. Нет учебного плана. Школа не получила лицензию в департаменте. Директора сместили. А новый хорошо себя зарекомендовал.

На уроки — через забор

— Это Любовь Петровна? Я тут “МК” читала и в статеечке вычитала, что учителям зарплату поднимают. А школьным уборщицам больше платить будут? Раньше хоть две ставки возьмешь — более-менее, а сейчас вообще — 1400.

— С 1 августа повышается зарплата у всех работников социальной сферы. Но и до повышения 1400 р. вы получать не можете, потому что в Москве существуют доплаты, и ниже двух тысяч зарплат нет.

— Но ставка — 1400.

— А получаете сколько?

— 2000...


— Добрый день, мы тут узнали, что накануне 1 сентября наша школа встает на реконструкцию.

— 1253-я?

— Да. Это для нас такая неожиданность. У меня дочка в 10-м классе, мы на распутье, недавно в эту школу перешли из другой, и снова нас перебрасывают.

— Еще два-три месяца назад сказать определенно о состоянии школы было сложно. Проектировщики не закончили проектно-сметную документацию. Реконструкция вашей школы стоит 530 миллионов рублей. За эти деньги можно построить три новых школы. И тем не менее мы сейчас в бюджете изыскиваем деньги, чтобы отремонтировать 1253-ю. Конкурс выиграла организация, которая строит и ремонтирует качественно. Этот год надо потерпеть, зато потом условия для детей будут замечательные. К сожалению, в Центральном округе — школы довоенной постройки, и мы ежегодно одну школу расселяем по окрестным. А из какой вы школы пришли? Назовите номер, и я посоветую, возвращаться или нет.

Родитель называет номер.

— 1253-я сильнее. Если вас не удовлетворит школа, куда на время переведут ребенка, вы сможете выбрать другую. Мы всегда идем навстречу родителям.


— Это одна из родительниц школы №1429, у меня буквально минутный вопрос. Для учеников пятого класса есть такой блокнот по русскому языку, автор Шклярова, называется “Найди ошибку!”. Не в курсе? И в этом блокноте на ста с лишним страницах детям предлагается исправлять самые несуразные ошибки. А ведь детей надо учить по грамоте, чтобы им даже в голову не приходило, что можно такие ошибки делать.

— Впервые слышу об этом блокноте. А что говорит директор вашей школы?

— Игра такая. Но игры должны быть рациональными. Это только, наверное, в нашей стране возможно такое: напридумывать ошибок, потом заставить людей их исправлять. Директор хороший такой мужчина, он молодец.

— Какой он мужчина, я не знаю, но директор он — хороший, я с ним на эту тему поговорю.


— Я звоню из школы №599, у нас проблема с преподавателем физкультуры. Пенсионер уволился, а нового учителя нет.

— Номер школы я записала, этим вопросом займутся.


— Здравствуйте, уважаемая Любовь Петровна, скажите, а в Москве школы делятся по территориальному признаку, как ребенка определить в нужную?

— Ребенок в Москве может учиться в любой школе, независимо от района, где он прописан, с условием, что в выбранной школе есть места.


— У нас во дворе две школы. Одну обнесли высоким забором, и, чтобы пройти к нашей, эту школу нужно огибать. Для нас даже калитку не сделали!

— Надо обратиться к директору этой школы или в Управление образования вашего округа.


— Любовь Петровна, как обстоит дело с безопасностью школ?

— На обеспечение безопасности школ выделено 400 млн. рублей из бюджета города, и еще 200 добавили префектуры. Тревожные кнопки установлены во всех учебных заведениях Москвы.

Сытое брюхо к ученью глухо

— Мою девочку не берут в школу в первый класс, ссылаясь на ваше распоряжение. Может, потому, что у меня прописки нет?

— Мое распоряжение таково, что учиться в Москве может и должен каждый ребенок, даже если у него нет прописки и регистрации. 3% всех учащихся в Москве — дети мигрантов.

— Но нас не берут в школу №1348!

— Это школа-новостройка, и рассчитана она на жителей новых окрестных домов, директору рекомендовано отдавать предпочтение новоселам.

— Но это школа ближе всего к главному корпусу МГУ, где я живу и работаю.

— Напишите заявление на прием ребенка, я его лично подпишу, ни один директор не откажет! Ребенок будет учиться, не беспокойтесь.


— Любовь Петровна, завтраки в школах будут?

— Горячими завтраками и обедами будут кормить учеников школ полного дня, школ здоровья и малообеспеченных детей. Вся начальная школа будет получать горячие завтраки. За питание 44% учащихся будут доплачивать. Школа сама решит, как будут кормить детей: централизованно или каждый ученик сам будет покупать себе что-то в буфете.

Связь предоставлена компанией “Аэроком”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру