Правда про космос

Как Алексей Федорченко высадился на Луне в 1938 году

31 августа 2005 в 00:00, просмотров: 306

На “Кинотавре” некоторые даже обиделись, обнаружив подвох, потому что поверили. Потому что Алексей Федорченко, режиссер из Свердловска, снял свой дебютный фильм “Первые на Луне” так, что нельзя было не поверить: наши высадились на Луне еще в 1938 году. Документальная фантастика — так он определил жанр картины. Стилизация под кадры документальной хроники и киноархив НКВД так хороша, что на “Кинотавре” Федорченко получил приз за лучший дебют и “Слона” от Гильдии кинокритиков и киноведов, а потом — приглашение на Венецианский кинофестиваль в конкурс дебютов.


В конкурсной программе нашего фестиваля “Московская премьера” Венеция ему запретила участвовать, чтобы не терять налет первой брачной ночи. И мы пригласили “Первых на Луне” два раза стать фильмом закрытия. То есть закрыть “Великолепную семерку “МК” в Доме кино и программу “Арт-линия” В Центральном Доме предпринимателя. И там, и там 4 сентября все начнется в 18.00. Накануне показов Алексей Федорченко дал интервью “МК”.

— Первым на Луне должен был оказаться советский космонавт Харламов еще в 1938 году — об этом фильм. Как ты нашел эту историю?

— Сценарий Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеева я нашел в Интернете и влюбился в него. К своему ужасу, обнаружил, что фильм уже запущен на “Мосфильме” аж в 1997 году. Но оказалось, дефолт помешал первой попытке перенести его на экран. Мне удалось уговорить режиссера передать сценарий мне. В 2002 году я начал снимать картину на Свердловской студии.

— А что происходило до этого?

— Как режиссер сделал два документальных фильма. Первый — “Давид” — о судьбе маленького еврейского мальчика, который прошел через ужасы Холокоста, но не сломался. Второй — “Дети белой могилы” — о депортации тысяч людей в Северный Казахстан. О том, как целые народы перемалывались в мясорубке государственной машины: чеченцы, поляки, корейцы, украинцы, русские... Мы искали тех, кто выжил. Я собрался было снимать третью документальную картину того же цикла. Но нашел сценарий “Первых на Луне” — и мне показалось, что в игровом кино такая тема станет более яркой, выпуклой.

— То есть и “Первые на Луне” о том же — как госмашина катком прокатывается по судьбам людей?

— Ну да, конечно. Луна — это повод. Могла быть не Луна, а скажем, Днепрогэс… Мне хотелось рассказать про удивительных людей, про целое поколение веривших в грандиозные цели, в коммунизм. Мой отец был таким человеком — цельным, убежденным, сильным.

— Первый отряд космонавтов снимают первые кинокамеры скрытого наблюдения НКВД...

— Были проведены целые изыскания. Мы изучали, чем хроника 20-х отличается от хроники 30-х годов и более поздней хроники.

— Чем же?

— Всем! Ракурсами, светом, точкой зрения, крупностью. Наша съемочная группа разработала специальную технологическую цепочку съемок.

— Сегодня, в эпоху компьютеров, можно сотворить любое изображение, состарить съемку...

— Компьютер все равно лезет в любом кадре, настоящей достоверности не будет. У меня же была задача сделать все в традиционной технологии, провести комбинированные съемки — как в старом добром советском кино. Ведь скрытые съемки НКВД не могли быть старыми: эти кадры сняли и упрятали в засекреченный архив. Кинокадры должны быть новые, не поцарапанные. Но вместе с тем такие, чтобы сразу было понятно, что они из того времени.

— Как Свердловская киностудия потянула такой сложный проект?

— По московским меркам просто нереально, чтобы такая небольшая группа со всем справилась. Над костюмами работали всего два человека — художник Ольга Гусак и костюмер Петр Токарев. И они вдвоем одели целую армию сотрудников НКВД. Оператор Анатолий Лесников, классик уральского кинематографа, он еще фильм “Демидовы” снимал. Трудились мы два года.

— Ты и дальше продолжишь снимать в таком экзотическом жанре, как документальная фантастика?

— Нет, мое новое кино будет принципиально другое. Сейчас вот закончил съемочный период картины “Шуша”. О том, как сказочно красивая весна приходит в волшебную марийскую деревню. На марийском языке, без перевода. Все действующие лица — настоящие марийские жрецы и шаманы.

— “Первые на Луне” выходят к людям. Сначала “Московская премьера”, затем прокат. Скажи, все-таки какая-то реальная подоплека есть в истории Харламова и его товарищей? Действительно в конце 30-х годов советский человек отправился в космос? Это могло быть?

— Ну как ты думаешь, если у нас в фильме мы использовали подлинные эскизы первой трети ХХ века?

— Эскизы чего?

— Тех самых посадочных лунных модулей 20-х годов. В России еще в XIX веке были такие люди, как Григорьев, Константинов, Шильдер, они занимались ракетостроением. Потом появились Циолковский, Кибальчич. Русским людям всегда хотелось быть первыми. В том числе на Луне.





Партнеры