На “Кинотавре” некоторые даже обиделись, обнаружив подвох, потому что поверили. Потому что Алексей Федорченко, режиссер из Свердловска, снял свой дебютный фильм “Первые на Луне” так, что нельзя было не поверить: наши высадились на Луне еще в 1938 году. Документальная фантастика — так он определил жанр картины. Стилизация под кадры документальной хроники и киноархив НКВД так хороша, что на “Кинотавре” Федорченко получил приз за лучший дебют и “Слона” от Гильдии кинокритиков и киноведов, а потом — приглашение на Венецианский кинофестиваль в конкурс дебютов.
В конкурсной программе нашего фестиваля “Московская премьера” Венеция ему запретила участвовать, чтобы не терять налет первой брачной ночи. И мы пригласили “Первых на Луне” два раза стать фильмом закрытия. То есть закрыть “Великолепную семерку “МК” в Доме кино и программу “Арт-линия” В Центральном Доме предпринимателя. И там, и там 4 сентября все начнется в 18.00. Накануне показов Алексей Федорченко дал интервью “МК”.
— Первым на Луне должен был оказаться советский космонавт Харламов еще в 1938 году — об этом фильм. Как ты нашел эту историю?
— Сценарий Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеева я нашел в Интернете и влюбился в него. К своему ужасу, обнаружил, что фильм уже запущен на “Мосфильме” аж в 1997 году. Но оказалось, дефолт помешал первой попытке перенести его на экран. Мне удалось уговорить режиссера передать сценарий мне. В 2002 году я начал снимать картину на Свердловской студии.
— А что происходило до этого?
— Как режиссер сделал два документальных фильма. Первый — “Давид” — о судьбе маленького еврейского мальчика, который прошел через ужасы Холокоста, но не сломался. Второй — “Дети белой могилы” — о депортации тысяч людей в Северный Казахстан. О том, как целые народы перемалывались в мясорубке государственной машины: чеченцы, поляки, корейцы, украинцы, русские... Мы искали тех, кто выжил. Я собрался было снимать третью документальную картину того же цикла. Но нашел сценарий “Первых на Луне” — и мне показалось, что в игровом кино такая тема станет более яркой, выпуклой.
— То есть и “Первые на Луне” о том же — как госмашина катком прокатывается по судьбам людей?
— Ну да, конечно. Луна — это повод. Могла быть не Луна, а скажем, Днепрогэс… Мне хотелось рассказать про удивительных людей, про целое поколение веривших в грандиозные цели, в коммунизм. Мой отец был таким человеком — цельным, убежденным, сильным.
— Первый отряд космонавтов снимают первые кинокамеры скрытого наблюдения НКВД...
— Были проведены целые изыскания. Мы изучали, чем хроника 20-х отличается от хроники 30-х годов и более поздней хроники.
— Чем же?
— Всем! Ракурсами, светом, точкой зрения, крупностью. Наша съемочная группа разработала специальную технологическую цепочку съемок.
— Сегодня, в эпоху компьютеров, можно сотворить любое изображение, состарить съемку...
— Компьютер все равно лезет в любом кадре, настоящей достоверности не будет. У меня же была задача сделать все в традиционной технологии, провести комбинированные съемки — как в старом добром советском кино. Ведь скрытые съемки НКВД не могли быть старыми: эти кадры сняли и упрятали в засекреченный архив. Кинокадры должны быть новые, не поцарапанные. Но вместе с тем такие, чтобы сразу было понятно, что они из того времени.
— Как Свердловская киностудия потянула такой сложный проект?
— По московским меркам просто нереально, чтобы такая небольшая группа со всем справилась. Над костюмами работали всего два человека — художник Ольга Гусак и костюмер Петр Токарев. И они вдвоем одели целую армию сотрудников НКВД. Оператор Анатолий Лесников, классик уральского кинематографа, он еще фильм “Демидовы” снимал. Трудились мы два года.
— Ты и дальше продолжишь снимать в таком экзотическом жанре, как документальная фантастика?
— Нет, мое новое кино будет принципиально другое. Сейчас вот закончил съемочный период картины “Шуша”. О том, как сказочно красивая весна приходит в волшебную марийскую деревню. На марийском языке, без перевода. Все действующие лица — настоящие марийские жрецы и шаманы.
— “Первые на Луне” выходят к людям. Сначала “Московская премьера”, затем прокат. Скажи, все-таки какая-то реальная подоплека есть в истории Харламова и его товарищей? Действительно в конце 30-х годов советский человек отправился в космос? Это могло быть?
— Ну как ты думаешь, если у нас в фильме мы использовали подлинные эскизы первой трети ХХ века?
— Эскизы чего?
— Тех самых посадочных лунных модулей 20-х годов. В России еще в XIX веке были такие люди, как Григорьев, Константинов, Шильдер, они занимались ракетостроением. Потом появились Циолковский, Кибальчич. Русским людям всегда хотелось быть первыми. В том числе на Луне.