Василистник возвращается!

В Серебряном Бору строят машину времени

— А это что за штука?

— О! Это у нас зверобой продырявленный!

Группа граждан столпилась вокруг участка земли, на котором вроде ничего примечательного нет. Ни фиолетовых роз, ни гладиолусов в клеточку. На самом деле корреспондент “МК” попал туда, где идет интереснейший эксперимент. Похоже, это начало новой ботанической моды. В Серебряном Бору возрождают сообщества растений, которые исчезли оттуда сто с лишним лет назад.

В прошлом году “МК” писал о том, как стартовала программа по восстановлению сосновых лесов Серебряного Бора. Сотни молодых деревьев, которые тогда посадили, прижились отлично. Но ученые навели создателей программы на мысль о том, что нужно восстановить все историческое природное сообщество Серебряного Бора — то есть не только сосны, а и другую флору, вплоть до лекарственных трав.

— Вы думаете, английский газон — это идеал? — говорит вдохновитель проекта, директор “Мосдачтреста” Виктор Мельников. — Иногда он не лучше асфальта. Потому что растения, из-за которых Серебряный Бор называли уникальным, на газоне сами собой больше не появятся.

Когда-то, еще до того, как в Серебряном Бору обосновались первые дачники (во главе с генерал-губернатором Москвы, великим князем Сергеем Александровичем, кстати), там можно было найти и вереск, и можжевельник, и лесную герань. Поляны пестрели ландышами, дикими ирисами и незабудками. Сегодня многие из этих растений занесены в Красную книгу Москвы — значит, в столичной природе их не сыщешь днем с огнем.

И вот сотрудники “Мосдачтреста” обратились за помощью к ученым — заказали им целое исследование о том, каким был Серебряный Бор и как вернуть ему “ботаническое” великолепие. Получился список из 39 растений, где знакомые всем названия соседствуют, например, с такими, как “василистник водосборолистный” или “пальчатокоренник Фукса”. Собрать их для посадки в Серебряном Бору оказалось занятием не менее захватывающим, чем охота за пиратскими сокровищами. Ведь все экземпляры должны были быть точно такими же, как “исконно” серебряноборские, и искать их было нужно в похожей природной среде.

— Вы знаете, где мы взяли можжевельник? — делая загадочное лицо, вопрошает известный ботаник, один из главных популяризаторов этой науки в России Михаил Диев.

— Ну, на садовом рынке, наверное.

— Ни в коем случае! Для массовой продажи можжевельники к нам везут из Молдавии и Польши, и они у нас очень плохо приживаются. Когда-то в наших лесах было немало можжевельника, но в 70-х случилась эпидемия грибка, и много растений погибло. А вот эти кустарники мы специально привезли из-под Владимира.

Вереск в Серебряный Бор доставили из Приокско-террасного заповедника. За другой флорой пришлось “охотиться” по всей Московской области.

— Здесь у нас колокольчик персиколистый, — со знанием дела показывает на травки Виктор Мельников. — Экологи выяснили, что в Серебряном Бору он остался всего на одном пятачке...

— Не надо хихикать над зверобоем продырявленным! — делает мне замечание г-н Диев. — Это растение очень серьезное — в царской армии его давали солдатам в качестве лекарства. А вот очиток пурпурный. Наши далекие предки им питались, точно так же, как и водными орехами. Поэтому водные орехи и стали реликтовыми.

Пока “исконные” растения посадили на нескольких участках, по-научному — мини-резерватах. Ученые надеются, что лет через пять редкая флора уже не потребует тщательного ухода, размножится, и москвичи, будто из окна машины времени, увидят, каким был Серебряный Бор много-много лет назад.

Программа по восстановлению серебряноборской флоры рассчитана на срок до 2010 года — и, кстати, никто не мешает обычным дачникам к ней присоединиться: следуя советам специалистов, поставить похожий эксперимент на своих участках.

P.S. В планах на будущее — посадка сон-травы. Честно, такая есть! “Многолетнее травянистое растение семейства лютиковых из рода прострел”. Ну не прелесть?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру