Сирота внештатная

Российским детдомовцам хотят удлинить путь в Америку

На днях Госдума снова принялась за больное: решали вопрос об усыновлении иностранцами наших сирот. В итоге депутаты написали запрос премьеру Фрадкову с требованием ужесточить контроль над международным усыновлением. Коммунисты пошли дальше и предложили вообще ввести мораторий на вывоз наших детей за рубеж, но большинство их не поддержало. В остальном же народные избранники были почти единогласны: 414 голосов против всего лишь одного.


Единственный выступивший в защиту международного усыновления независимый депутат Валерий ЗУБОВ в интервью “МК” объяснил свою позицию так:

— Власть, которая всегда готова кричать о патриотизме и державности, забывает о главном: ребенку нужна семья. А уж американская она или русская — вопрос второстепенный.

— Но все в один голос твердят, что американцев труднее проверить...

— В отличие от госпожи Лаховой я так не считаю. В каких условиях живут наши дети за рубежом, проверить не так сложно. Мы у себя в Красноярском крае с этой задачей успешно справились. Еще в 1994 году я отправил в Штаты руководителя отдела социальной защиты, и он лично навестил каждого ребенка. У меня нет никаких сомнений в том, что усыновленные дети там живут в гораздо лучших условиях, чем в России. Когда мы обратились к американской стороне с такой просьбой, они тут же оплатили поездку и все показали. У нас не было ни одного трагического случая.

— Почему, по-вашему, иностранцы усыновляют больше наших детей, чем сами россияне?

— Тут у меня один ответ: наши не способны. Если бы мы сами не допустили в стране такой ситуации, что детские дома переполнены, то и проблемы бы не было. У нас до сих пор действует такой закон: иностранец может усыновить ребенка только тогда, когда российские усыновители от него отказались. Считайте. Допустим, в детском доме 300 детей. Пятерых усыновили. Значит, 295 должны сидеть и ждать, когда от них кто-нибудь откажется. Тогда их можно предлагать иностранцам. Вдумайтесь, какая дикость! У нас что, сирот мало? У нас семей, желающих их взять, нет!

Хорошо еще, что смягчили другую законодательную норму. Раньше иностранцы могли забрать только ребенка с болезнью, неизлечимой в России. И врачи часто подставляли себя под статью, приписывая несуществующие диагнозы.

— Как могут аукнуться “неотложные меры”, принятия которых требует от правительства Дума?

— Ставя всяческие препоны на пути международного усыновления, легко свести его на нет. И тогда те тысячи детей, которые могли бы попасть в иностранные семьи, будут тихо тупеть в детдомах. В глазах нормальной части цивилизованного сообщества мы выглядим дикарями. Мы переводим проблему исключительно в политическую плоскость. И мне лично стыдно, когда на экране появляется Лахова и говорит о патриотизме. А между прочим, мы узнали о трагедиях лишь потому, что американцы сами предали их огласке. Ничего не стали утаивать, завели уголовные дела и наказали виновных.

Председатель думского Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина ЛАХОВА придерживается прямо противоположной точки зрения:

— В Америке, между прочим, уже 13 детей убили. Двух последних — в июле и августе. При этом с каждым годом все больше и больше детей усыновляют иностранцы, за которыми сейчас нет никакого контроля. Консульские службы осуществить такой контроль не в состоянии, а отчетам, что приходят из-за рубежа, лично я не доверяю. Ведь для американцев наши дети — это огромные деньги. По неофициальным подсчетам, на этом “товаре” агентства зарабатывают 50 миллионов долларов в год, то есть от 15 до 50 тысяч долларов на ребенке.

Главная цель нашего запроса — создание приоритета российским усыновителям. Принципиально мы не против иностранного усыновления, но мы просим предоставить эту возможность в первую очередь нашим гражданам. У нас тут один депутат весеннего созыва усыновил ребенка. Знаете, сколько он бегал? Четыре месяца! И при этом депутату проще, его все знают.

Мы предложили подписывать двусторонние федеральные договоры между странами. Италия почему-то согласна беспрекословно, а Америка и Канада — ни в какую. Потому что Россия — федеративное государство, а у них там штаты и провинции, и в каждом — свое законодательство. И на уровне всего государства они за наших детей отвечать и нести ответственность не хотят.

Очень жаль, что не прошла поправка насчет того, чтобы ввести временный мораторий. Если бы мы были цивилизованной страной, мы бы сначала разобрались и приняли меры, а потом бы снова отдавали детей за рубеж...

На моратории на международное усыновление настаивала депутат от компартии Нина ОСТАНИНА:

— Я считаю, что двусторонние договоры не могут полностью решить проблемы жестокого обращения с детьми, усыновленными иностранцами. До того момента, пока мы не наведем порядок у себя в стране и в работе консульских служб, мы должны запретить иностранное усыновление для тех государств, где уже были случаи жестокого обращения с детьми. То есть речь идет не о запрете всем и вообще, а только о США. Потому что Америка — лидер по числу убийств российских детей.

Поправку не приняли, но меня поддержали 103 депутата. И это были представители не только КПРФ, но также “Родины” и даже “Единой России”...

После заседания депутат Зубов подошел к Нине Останиной и сказал, что принятие моратория нанесло бы огромный удар по детям, судьбы которых сложились в Америке очень счастливо. “Одна смерть не стоит десятка счастливых жизней”, — ответила ему Нина Александровна.


С 1996 г. произошло 14 случаев убийств приемных детей из России американскими родителями, из них три — в этом году. В России же, по данным уполномоченного по правам ребенка Алексея Голованя, в семьях погибает около 2000 детей. Но у нас существует тайна усыновления, поэтому сколько из них — приемные, не знает никто.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру