Гей, славяне!

Сегодня открывается Энди Уорхол

Выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу, где вывесили произведения короля поп-арта Энди Уорхола, огромна. 300 произведений живописи, графики, фото- и кинодокументов привезены в Москву из музея Уорхола в городе Питтсбурге.

Настоящее имя заокеанской знаменитости — Эндрю Вархола. Скромный сын эмигрантов из Закарпатья, чье детство прошло на рабочей окраине промышленного Питтсбурга, уже в 14 лет придумал псевдоним “Энди Уорхол”. Возможно, свою последующую жизнь он расписал именно в это время.

Уорхола называют певцом американского образа жизни. Томас Соколовски, директор питтсбургского музея, с этим не согласен:

— Личность Уорхола многогранна и так далеко выходит за рамки музеев, что до сих пор в мире нет ни одного серьезного исследования его творчества, способного полностью охватить глобальность фигуры. Он был художником, работал в рекламном бизнесе, был геем. Имел славянские корни и стал американским патриотом. Происходил из рабочей семьи и стал миллиардером. Уорхол — художник крайне многослойный и часто неоднозначный.

В одном сомнения нет: Уорхол всегда тонко чувствовал веяния времени.Начинал с рекламы — в середине 50-х делал газетную рекламу для известных обувных фирм. А те, у кого сложился стереотип, что единственная заслуга художника в том, что он брал фотографии знаменитостей и раскрашивал их анилиновыми красками, будут не правы. На вернисаже в зале графики тут и там раздавались возгласы: “Надо же, он, оказывается, классно рисовал”.

Хулиган и рок-музыкант (его группа “Velvet Undergraund” пользовалась бешеным успехом), провокатор и дизайнер, скандалист и автор первого видеоарта — как можно в одной заметке описать жизнь этой глыбы?

В Третьяковке попробовали. В пяти залах последовательно вывешено огромное количество фотографий, повествующих о самых ярких эпизодах жизни Уорхола, в том числе о его знаменитой “Серебряной фабрике”. В следующем — портреты: Мэрилин Монро, Элвис Пресли, Мик Джаггер, Джеки Кеннеди. Это собрание смело можно назвать новой иконописью: Уорхол обладал необыкновенным умением делать из просто знаменитостей небожителей.

Отдельное пространство заполнено лишь экраном — здесь демонстрируют кино- и видеоопыты Уорхола. И завершает весь этот парад большой зал с натюрмортами. Политкорректный Томас Соколовски подвел нас к огромной картине, изображающей серп и молот:

— Энди Уорхола всегда привлекали фетиши. Главным фетишем коммунизма он считал, конечно, серп и молот. Когда он рисовал эту работу, просил всех, чтобы ему привезли настоящие орудия из СССР. Но это не удалось. Тогда он послал своего сотрудника в соседнюю скобяную лавку. Вот таким образом орудие простого американского крестьянина стало символом коммунизма.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру