Бросок фараона

Пот и кровь Тменова и Носова на чемпионате мира по дзюдо-2005 проливались не зря

Как же мы голодали без медалей целых два дня после забойного старта Михайлина и Кабанова на чемпионате мира по дзюдо-2005! До последнего момента, как мессию, ждали знаменитого Гипса — Тамерлана Тменова в престижной “абсолютке”. Он прилетел в Каир только утром в субботу. Чтобы в воскресенье победить. Раньше приезжать не стоило. Сидеть на трибунах — тем более. Неудачи друзей слишком сильно бьют по нервам. Не зря же Дмитрий Носов даже на пирамиды перед борьбой поехать хотел — отвлечься, сконцентрироваться, подзарядиться энергией фараонов. Только вот слишком уж переживал за товарищей. И все-таки остался в зале...


Российская сборная завоевала в Каире 3 медали: “золото”, “серебро” и “бронзу”. И заняла третье место среди мужских команд.

— Не надо переживать, надо реально оценивать свои силы и готовиться к следующим турнирам. Подтягивать молодых талантливых спортсменов, — хладнокровно подытожил государственный тренер по дзюдо Авель Казаченков.

До общекомандного третьего места нам не хватило одной победы. Тменов все-таки уступил голландцу Деннису Ван Дер Гесту, и мы не смогли вытеснить Кубу с пьедестала. Конкурировать же с Японией (11 медалей, 5 золотых) и Нидерландами (6 медалей, 3 золотых) за первое и второе место в командной гонке не мог уже никто. Кстати, золотые награды поделили между собой всего 9 команд из 92 стран-участниц. Главное, что российская в их числе. Больше ни одной из стран бывшего СССР медалей высшей пробы не досталось. У Украины одно “серебро” и две “бронзы”, у Грузии и Азербайджана — по одной “бронзе”. Казахстан и Узбекистан остались без наград вообще.

Тменов

Как же здорово он пробился в финал! Бросил на иппон белоруса Юрия Рыбака (кстати, тот потом выиграл “бронзу”). И явно не заслуживал такой развязки в финале. Ведь столько раз уже выигрывал у мощного голландца! Впрочем, Деннис казался лишь отличным исполнителем, а стоял за этой грамотной тактической победой явно другой человек. Папа Ван Дер Гест — параллельно тренер собственного сына с глазами Энтони Хопкинса, голубыми и прозрачными. Только ни черта в них было не прочесть, кроме режиссерского торжества…

Тамерлан готовился к этому чемпионату долго, по индивидуальной программе. В Кисловодске.

— Я ехал только за “золотом”, другие медали меня не интересовали, — сказал он без всякого пафоса.

Еще бы — снова стать вторым, как на Олимпиаде в Афинах, что может быть обидней? И команда наша резко сникла, как будто даже мысли не допускал никто, что он может проиграть. Но финал закончился мгновенно, и иппон голландца оставил в душе горечь. Только от этого Тменов не стал никому менее дорог. Он по-прежнему для всех любимый Гипс.

— Что, уже уезжаете? — поймала его уже в лифте гостиницы, с сумками.

— Да, пора.

— Так обидно, наверное, что столько месяцев тренировались по нескольку раз в день, а решилось все в считанные секунды. Он — чемпион, вы — нет.

— Словами трудно это передать. А главное, зачем? Я поеду, ладно? А вам — удачи.

Все было понятно без всяких вопросов и слов. Он летел с друзьями в Шарм-эш-Шейх. И это был заслуженный отдых.

Носов

— Вы с дзюдо? Носов выиграл, не знаете? — первый вопрос совершенно незнакомой русской девушки в каирском аэропорту.

Увы. Хотя тренерский штаб во главе с Казаченковым и Табаковым очень рассчитывал на бронзового призера Олимпиады в Афинах. Он и сам так долго залечивал травму, так ждал этого чемпионата.

— Все, я ухожу из спорта. Я проиграл, я виноват, — признался Дима, едва придя в себя. — Несколько месяцев жил только чемпионатом мира, забыл о друзьях, о машинах, хотя это моя страсть. Теперь все. Наверное, “Лексус” свой буду продавать — слишком он роскошный, я больше недостоин ездить на таком… Завидую тем, кто только придет в этом году в “Самбо-70”: мой тренер Павел Фунтиков набирает сейчас ребят в свои классы на будущий год. Везет же им! Знаете, что у нас вместо кимоно было, когда я только начинал? Мы в старой школьной форме тренировались. Ну, помните, синяя такая была, с блестящими пуговицами. Так вот, пуговицы эти мы срезали, перетягивали пиджак поясом — вот тебе и кимоно… Я на первое занятие вообще в кедах пришел. Понятия не имел, что бывают, оказывается, специальные борцовки. Впрочем, народ тогда и в чешках приходил, у кого что было…

Дима с детства выигрывал много, легко и практически все.

— Помню, после первой тренировки, когда мы играли в футбол, мой первый тренер Шашков сказал: “Трое лучших получат право бороться с судейством”. И я в эту тройку попал. А когда на татами вышел, понятия не имел, что делать. Но чутье подсказало…

— Так, может, тебе не уходить пока из спорта? К следующему турниру подготовиться и победить? Ну не повезло сейчас, бывает. Однако, Дим, тебе же только 24 года. Посмотри на Тменова!

— Знаете, в душе я совсем не считаю себя проигравшим. Я должен был выиграть у этого корейца — и бороться за “бронзу”. Снова за “бронзу”, как на Олимпиаде. Моя была схватка, вы же видели!

И это правда. Схватка была роскошная — ни секунды без борьбы, а пластика у Димы, как у кошки, — даже мусульманских девушек проняло, глаза блестели через прорези паранджи…

Лицо у Димы после схватки снова было в крови. Нервы как оголенные провода. Вымотался полностью. К концу встречи он фактически “поплыл”. В какой-то прострации пошел на чужую сторону ковра. Только родной до боли голос личного тренера Павла Фунтикова привел в себя. Победа должна была быть его — в этом даже не сомневался никто до последнего момента. “Ему бы только дотянуть — несколько секунд, просто удержать преимущество — юкку”.

В российском лагере спокойствие, в успехе никто уже не сомневался. Но видно, Дима не из тех, кто удерживает преимущество в пассиве. Он все время шел в атаку, рисковал, и… средненький кореец Ким Мин Жу подловил-таки его и на последней секунде опрокинул на татами. Обидно, но в этом вся интрига дзюдо. Впрочем, Дима даже проигрывать умеет красиво, зрелищно. Многим и выигрывать так не удается. И на мой взгляд, завязывать еще рано — самого себя иногда тоже не мешает победить.

Подольский урок

Любопытно, что египетская сборная почему-то решила готовиться к нынешнему чемпионату у нас — в учебно-тренировочном олимпийском центре под Подольском. Ладно бы еще турнир проходил в России, тогда понятно. Но проходил-то он у них. Однако наш климат египтянам очень понравился. Особенно барышне-супертяжу, весом 178 кг. Она больше чем в два раза тяжелее Теи Донгузашвили и Елены Шлейзе, которая на этот раз представляла Россию в женской абсолютке. И все-таки наша рыжеволосая бестия, как прозвали Лену за огненный цвет волос, в два счета разобралась с могучей соперницей — у нее же дома, в Каире.

Странно вообще видеть мусульманскую женщину на ковре. С открытым лицом, с голыми пятками. Харам (смертный грех то есть)! Но, как выясняется, на татами это допустимо. К тому же после схватки спортсменки снова облачаются в платки.

А за наших девочек обидно до слез. Они казались совершенно загнанными, что неудивительно. За последний год почти не отдыхали. Признались, что проводят на сборах 365 дней в году. Результат печален: ни одной медали. А больше всего обидно за Тею Донгузашвили и Людмилу Богданову, у которых в последний момент вырвали “бронзу”.

А шиш вам!

Поскольку чемпионат совпал с президентскими выборами, полицейские рассыпались по городу, как фасоль. Рамок-металлоискателей не было разве что в Городе мертвых, куда нас завез хитрый гид-таксист. Представьте 20 тысяч людей, живущих в старинных склепах, уходящих на семь метров под землю. Как потом оказалось, они раздевают и грабят туристов за несколько секунд, потом, как правило, убивают. Тел не находит уже никто и никогда. Мы предпочли остаться среди живых. К тому же пора было возвращаться на стадион.

Кстати, билеты на этот чемпионат мира не продавались вообще. Только аккредитации — по 150 долларов за штуку. В Каире, где проживает 18 миллионов человек, это довольно приличная месячная зарплата. Впрочем, на рис, кофе и вечернюю затяжку “шиша” (кальяна то бишь) хватает...

А обстановка колоритная. Стадион напоминает гигантскую мечеть. Напротив местный музей “Октябрьской революции”. Но ощущения праздника внутри не было никакого. Даже национальных флагов не повесили. Зато все спокойно курили на трибунах, и дышать иногда было просто нечем. А пресс-центр напоминал паутину из проводов, подсоединенных к многочисленным ноутбукам. Там тоже беспрестанно курили, что, впрочем, абсолютно не мешало местным журналистам молиться прямо у компьютеров — по пять раз в день, как положено.

Организация чемпионата радовала с самого начала. Аккредитацию, которая длилась целую ночь, я, наверное, долго не забуду. Под утро на ресепшене в отеле выяснилось, что мне вернули чужой паспорт. С фото жизнерадостно улыбался какой-то мачо. “Послушай, это, наверное, кто-то из сборной Армении”, — заботливо предположили ребята. “А представьте, он придет регистрироваться на чемпионат с паспортом Лены! Ха-ха-ха”. У меня чуть сердце не остановилось, а им смешно… “Придется тебе ехать обратно и искать этого мачо с бедуинами”, — все шуточки (спасибо, ребята, за доброту и понимание!) — “Да вот же он, твой паспорт, у меня!” — удивленно обнаружил помощник тренера Павла Фунтикова Денис Павлов. Его документы, к счастью, тоже потом нашлись. У кого, не помню. Но точно не у бедуинов...

Чемпионат мира по дзюдо проводится раз в два года. Следующий — в 2007 году. В Рио-де-Жанейро. Вероятно, там мы выступим лучше. Ждать осталось не так уж долго...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру