Великий шоковый путь

Поток дешевых машин из Китая скоро похоронит наш автопром?

15 сентября 2005 в 00:00, просмотров: 624

Появившись на российских просторах лишь весной этого года, китайцы умудрились продать россиянам только через официальные структуры около 4000 машин за полгода!


Еще столько же, по некоторым оценкам, ввезли в Россию так называемые серые дилеры. Если учесть, что корейские — россиянам до тех пор практически не известные — автостроители в 2000 году сумели реализовать у нас жалкие 500 автомобилей, а в прошлом нашли покупателей уже на 50000 своих авто, то первые шаги китайских товарищей заставляют не просто задуматься, а почти смириться с тем, что года через три все мы пересядем на транспортные средства, построенные за Великой Китайской стеной (наши дальневосточные соседи предлагают машины собственных конструкций в любом классе — от микролитражек до грузовиков и автобусов).

Впрочем, почему же только за стеной? В отличие от лидеров мирового автостроения (сначала просто продвигающих на наш рынок свою продукцию, а затем делающих ставку на строительство собственных заводов и теряющих на этом массу времени) китайцы активно создают в России совместные предприятия по сборке своих машин. Их собирают в Барнауле и Новосибирске, вот-вот начнут в Калининграде, Ижевске и даже в Москве. Одна только компания “Great Wall” инвестирует в Россию 70 млн. долларов, а всего о своих намерениях всерьез обосноваться в нашей стране заявили девять крупных китайских компаний.

Секрет успеха китайской автоинтервенции прост: расчет сделан на небогатого провинциального россиянина, желающего за небольшие деньги иметь много автомобиля. Именно поэтому первыми в прорыв — и не в столицах, а в регионах — пошли внедорожники и пикапы. До безобразия похожие на устаревшие “Тойоты” и “Хонды”, с лицензионными, но тоже безнадежно устаревшими движками, не лучшим качеством сборки, быстро ржавеющими кузовами и явно вредными для здоровья пластиковыми деталями интерьера — эти машины все равно интересны непривередливому периферийному потребителю своей ценой. Китайские Admiral, Xinkai, Deer иногда оказываются более чем вдвое дешевле своих именитых аналогов. И регионы это устраивает.

Впрочем, и столичные дилеры утверждают, что проблем с реализацией китайских машин не испытывают. И более того — расширяют ассортимент. Так, уже в октябре крупные, хорошо известные мультибрендовые компании (еще недавно делавшие ставку на “узбеков” и “корейцев”) станут предлагать москвичам китайские микролитражки. Одна из них — Chery QQ — не просто конкурент, а натуральный клон популярнейшего у нас Daewoo Matiz. А не за горами появление на прилавках и Chery Feng Yun, созданного на базе VW Golf третьего поколения за $8000. И это может стать концом не только Renault Logan, но и Lada Kalina.

Да, короткие межсервисные интервалы, смешные гарантийные сроки, абсолютная нетребовательность производителя к дилерам (дикая не только по меркам, скажем, GM или VW, но и “АвтоВАЗа”) — все это в какой-то мере будет сдерживать распространение китайских марок. Но, думается, недолго. Озабоченные кризисом перепроизводства (в КНР уже сегодня выпускается более 5 млн. авто и вовсю работают, по разным оценкам, от ста до двухсот автозаводов и заводиков), китайцы предпримут все усилия, чтобы как минимум обеспечить быстрый и недорогой ремонт своим пока еще не очень надежным автомобилям. И, кстати сказать, в Москве уже функционирует региональный склад запчастей для ряда “желтолицых” внедорожников, гарантирующий поставку необходимой детали в течение двух-трех дней после получения заказа.

...Схема, по которой китайцы собирают свои машины — разборка и изучение пользующейся популярностью на мировых рынках модели, “вытачивание” на коленке необходимых деталей и узлов, установка лицензионного силового агрегата на получившееся транспортное средство, — была в свое время взята на вооружение и Японией, и Южной Кореей и, как мы видим, в итоге себя оправдала. Но в этом смысле потенциал все еще коммунистического Китая куда выше. К тому же он подпитывается и денежной, и технологической мощью таких автогигантов, как “Honda”, “VW”, “Citroёn” и других. Да и для государства автостроение — приоритетная отрасль экономики, в которую оно вкладывает колоссальные средства. И совсем скоро Китай запросто вытеснит и с европейского рынка в целом, и с российского в частности конкурентов, не способных предложить потребителю много автомобиля за небольшие деньги.




Партнеры