Великий шоковый путь

Поток дешевых машин из Китая скоро похоронит наш автопром?

Появившись на российских просторах лишь весной этого года, китайцы умудрились продать россиянам только через официальные структуры около 4000 машин за полгода!


Еще столько же, по некоторым оценкам, ввезли в Россию так называемые серые дилеры. Если учесть, что корейские — россиянам до тех пор практически не известные — автостроители в 2000 году сумели реализовать у нас жалкие 500 автомобилей, а в прошлом нашли покупателей уже на 50000 своих авто, то первые шаги китайских товарищей заставляют не просто задуматься, а почти смириться с тем, что года через три все мы пересядем на транспортные средства, построенные за Великой Китайской стеной (наши дальневосточные соседи предлагают машины собственных конструкций в любом классе — от микролитражек до грузовиков и автобусов).

Впрочем, почему же только за стеной? В отличие от лидеров мирового автостроения (сначала просто продвигающих на наш рынок свою продукцию, а затем делающих ставку на строительство собственных заводов и теряющих на этом массу времени) китайцы активно создают в России совместные предприятия по сборке своих машин. Их собирают в Барнауле и Новосибирске, вот-вот начнут в Калининграде, Ижевске и даже в Москве. Одна только компания “Great Wall” инвестирует в Россию 70 млн. долларов, а всего о своих намерениях всерьез обосноваться в нашей стране заявили девять крупных китайских компаний.

Секрет успеха китайской автоинтервенции прост: расчет сделан на небогатого провинциального россиянина, желающего за небольшие деньги иметь много автомобиля. Именно поэтому первыми в прорыв — и не в столицах, а в регионах — пошли внедорожники и пикапы. До безобразия похожие на устаревшие “Тойоты” и “Хонды”, с лицензионными, но тоже безнадежно устаревшими движками, не лучшим качеством сборки, быстро ржавеющими кузовами и явно вредными для здоровья пластиковыми деталями интерьера — эти машины все равно интересны непривередливому периферийному потребителю своей ценой. Китайские Admiral, Xinkai, Deer иногда оказываются более чем вдвое дешевле своих именитых аналогов. И регионы это устраивает.

Впрочем, и столичные дилеры утверждают, что проблем с реализацией китайских машин не испытывают. И более того — расширяют ассортимент. Так, уже в октябре крупные, хорошо известные мультибрендовые компании (еще недавно делавшие ставку на “узбеков” и “корейцев”) станут предлагать москвичам китайские микролитражки. Одна из них — Chery QQ — не просто конкурент, а натуральный клон популярнейшего у нас Daewoo Matiz. А не за горами появление на прилавках и Chery Feng Yun, созданного на базе VW Golf третьего поколения за $8000. И это может стать концом не только Renault Logan, но и Lada Kalina.

Да, короткие межсервисные интервалы, смешные гарантийные сроки, абсолютная нетребовательность производителя к дилерам (дикая не только по меркам, скажем, GM или VW, но и “АвтоВАЗа”) — все это в какой-то мере будет сдерживать распространение китайских марок. Но, думается, недолго. Озабоченные кризисом перепроизводства (в КНР уже сегодня выпускается более 5 млн. авто и вовсю работают, по разным оценкам, от ста до двухсот автозаводов и заводиков), китайцы предпримут все усилия, чтобы как минимум обеспечить быстрый и недорогой ремонт своим пока еще не очень надежным автомобилям. И, кстати сказать, в Москве уже функционирует региональный склад запчастей для ряда “желтолицых” внедорожников, гарантирующий поставку необходимой детали в течение двух-трех дней после получения заказа.

...Схема, по которой китайцы собирают свои машины — разборка и изучение пользующейся популярностью на мировых рынках модели, “вытачивание” на коленке необходимых деталей и узлов, установка лицензионного силового агрегата на получившееся транспортное средство, — была в свое время взята на вооружение и Японией, и Южной Кореей и, как мы видим, в итоге себя оправдала. Но в этом смысле потенциал все еще коммунистического Китая куда выше. К тому же он подпитывается и денежной, и технологической мощью таких автогигантов, как “Honda”, “VW”, “Citroёn” и других. Да и для государства автостроение — приоритетная отрасль экономики, в которую оно вкладывает колоссальные средства. И совсем скоро Китай запросто вытеснит и с европейского рынка в целом, и с российского в частности конкурентов, не способных предложить потребителю много автомобиля за небольшие деньги.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру