Первокурсник из 12-го “Б”

Как с 1 сентября нацелиться на красный диплом

Без рюкзака за плечами, без дневника в рюкзаке неспешной походкой входит вчерашний абитуриент в незнакомое здание, которое станет для него alma mater.

Теперь он по праву носит гордое звание студента, но…

Взрослая жизнь готовит сюрпризы.


Средний возраст первокурсников по Москве — 16—17 лет. Привыкшие к постоянной опеке учителей и родителей, бывшие школьники не сразу адаптируются к новым условиям. В институте другие требования и подходы, а это становится ясно не сразу. Вроде все как в школе: группа из 25—30 человек — почти что класс, преподаватель — почти что учитель, а аудитория — кабинет. Только разделение на лекции и семинары, но оно не создает проблем, а значит, об этом не стоит и задумываться. Разница между школой и институтом выясняется для многих, к сожалению, только в первую сессию. Бывшие отличники хватают двойки, плачут и не понимают, что они сделали не так! А оказывается, просто они не обратили внимания на то, что это уже не школа.

В чем же разница? Во-первых, в школе ученика воспринимают как элемент класса, и он сам ощущает себя частью единого целого. В институте ценна индивидуальность, преподавателям запоминаются лишь единицы, остальные воспринимаются в массе. Именно эти единицы получат потом красные дипломы и пойдут в аспирантуру. А заявить о себе они должны уже с первого сентября первого курса.

— Я сразу вижу, кто как будет сдавать потом экзамены, — говорит профессор МГУ Дмитрий Алехин. — Яркие студенты не тушуются: с первых семинаров начинают отвечать, высказывать собственные суждения. Остальные забиваются в угол и сидят: ждут, пока их вызовут. А здесь не школа, здесь каждый решает свою судьбу сам.

Основная проблема первокурсников, по мнению большинства преподавателей, — они не сразу понимают, что такое семинары. Бывшим школьникам сложно привыкнуть к этой новой разновидности уроков, ведь раньше острые дискуссии не поощрялись, и они привыкли отвечать, только когда спрашивают. Преподавателям кажется очевидным, что студенты, подготовившись, жаждут блеснуть своими знаниями, но для бывших школьников это не так уж и ясно. Главное, думают они, домашнее задание выполнить, а потом соберут тетрадки или вызовут к доске. А если будешь тянуть руку, одноклассники сочтут тебя выскочкой. Так вот, в институте другие правила игры. Там не оценят аккуратную тетрадочку с ровным почерком и четкий пересказ учебника. Там нужен творческий подход. Это только в школе правильный ответ на вопрос лишь один, а в институте существуют разные точки зрения, каждая из которых имеет право на существование. Чем раньше бывший школьник поймет, что к его мнению будут прислушиваться, если он сможет его доказать, тем раньше он станет студентом.

— Первые недели сентября — лучшее время для того, чтобы себя зарекомендовать, — рассказывает выпускник МГУ, диплом которого “населяют лишь пятерки”. — Твоего препода не интересует пересказ учебника, куда больше он оценит твое видение вопроса. Смело поднимай руку и вступай в дискуссию.

Еще одной проблемой становится для новоиспеченного студента свобода. В институте не ставят оценки в дневник, который потом изучают строгие родители, предков не вызывают к ректору и не звонят им домой. Если в школе учиться заставляли, то в институте всем наплевать на то, выучил ты или нет, отработал пропущенные занятия или пошел пить пиво с друзьями. Преподавателю даже проще, если ряд студентов систематически не готовятся к семинарам или вообще не посещают занятия. Для него это явные кандидаты на вылет. А наивный студент радуется, что никто его не беспокоит, родителей не вызывает и двоек не ставит. Ему еще не знакомо время страшного суда под названием сессия, когда придется дни и ночи напролет просиживать за учебниками, чтобы получить хотя бы троечку. Выиграет тот, кто с первого сентября поймет, что уже начал работать на свою оценку за экзамен.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру