“СУ” за копейки

Ударить самолетом Литву стоит всего 3 тысячи евро

17 сентября 2005 в 00:00, просмотров: 269

В нашей армии случилось второе за десять дней ЧП с военным самолетом. Сначала не смог приземлиться на палубу авианосца и затонул в море “Су-33”, а в четверг “Су-27”, летевший из Питера через Литву в Калининградскую область, потерял ориентацию и разбился неподалеку от Каунаса. К счастью, обошлось без жертв. Но выдавать летчика России литовские власти не спешат. Они заявляют, что истребитель находился в их небе незаконно.

Группа из шести самолетов 6-й армии ВВС должна была приземлиться на одном из военных аэродромов Калининградской области — в Черняховске. Половина пути была пройдена, когда от одного из пилотов поступило сообщение о потере ориентировки. Предположительно причиной стал отказ навигационного оборудования. В машине оставалось 300 л горючего, и пилот — 36-летний майор Валерий Троянов — принял решение катапультироваться из неуправляемой машины. Майор занял безопасный эшелон, оценил обстановку и направил самолет на безлюдное место. В 16.04 он покинул кабину и приземлился на парашюте в 55 км от Каунаса. “Су-27” же рухнул в поле близ деревни Йотишкяй Шакяйского района. Пострадали лишь посевы сельскохозяйственной общины.

Троянов после приземления связался с командованием по собственному мобильному телефону и доложил о ЧП. Сейчас он с жалобами на боли в спине находится в госпитале — на обследовании. Катапультирование из сверхзвуковой машины — не самая приятная процедура.

Министр обороны Сергей Иванов извинился перед соседями и пообещал возместить ущерб за сельхозкультуры. Говорят, сумма составит всего 10 тысяч литов (примерно три тысячи евро).

В пресс-службе ВВС “МК” сказали, что злого умысла в действиях пилота не было: “Страны Балтии закрыли свое воздушное пространство для перелетов наших самолетов в Калининград, поэтому приходится летать над нейтральными водами Балтийского моря. Ориентироваться над морем крайне сложно. И если приборы выходят из строя, летчик становится слепым”.

Объяснение логичное: самолет заблудился. И литовские власти оно, видимо, удовлетворило, но ненадолго. Поначалу они заявили, что не будут долго задерживать летчика: мол, после допроса вернем России. Но позже глава министерства охраны края (аналог нашего Минобороны) Гедиминас Киркилас заявил, что не отдаст ни пилота, ни черный ящик до завершения расследования, потому что находился российский истребитель в воздушном пространстве Литвы незаконно.

Теперь Литва задает России вопросы. Например, почему летевший в группе истребитель отбился от нее и ушел в сторону? Почему он не послал сигнала SOS? Почему самолет снизил высоту, чтобы его не видели радары, а не поступил согласно инструкции?

“МК” все эти вопросы переадресовал эксперту по авиационной безопасности Ивану Николаеву.

— Литовские летчики, летавшие на “Су-27”, утверждают, что системы навигации этой машины многократно дублированы и выйти из строя они все разом не могли…

— Навигационная система показывает, в какую точку самолет летит и на сколько отклоняется от маршрута вправо-влево. Одна и та же система не дублирована дважды. Это только глаза у нас с вами продублированы. Если навигационная система совсем неисправна, то пилот летел по магнитному компасу, а в тот день — вы же знаете — были большие магнитные бури.

— То есть чисто теоретически выйти из строя вся система навигации могла?

— Могла отказать значительно, так, что летчик не представлял себе и направление полета, и удаление от точки.

— Черняховск находится близко к Литве, но далековато от моря, над которым летел самолет. Получается, он перелетел аэродром посадки?

— Нет. Его маршрут должен был проходить над Финским заливом, примерно посередине, потому что у нас “друзья” со всех сторон, которые запрещают полеты над своей территорией. Территориальные воды Финляндии и Эстонии не шире 20 км, там много островков. Последний российский остров — Сескар, дальше — Тютерсы.

— Но не мог же летчик, летящий в группе, не видеть свои самолеты?

— Группа может состоять из одной пары или из нескольких. Важно знать, был ли заблудившийся самолет в паре ведомым или ведущим. Если он ведущий, значит, летел первым и мог потеряться — у него не было визуального ориентира. Следуя заданному маршруту по Финскому заливу, он долетел примерно до выхода из залива. Там он должен был повернуть влево градусов на 60. Чтобы попасть на территорию Калининградской области, нужно пройти этап длиной в 500 км. Самолет идет в обход эстонских островов Сааремаа и Хийумаа, должен был обойти их западнее, километрах в 60. Но, видимо, пилот лег на другой маршрут, пролетел над эстонской Сааремаа, Латвией — километрах в 60 от Риги, влетел в Литву и там катапультировался.

“МК” позвонил в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе и попросил прокомментировать ситуацию официального представителя Северного альянса Роберта Пшеля:

“Безусловно, мы отметили для себя этот инцидент, но мы понимаем, что это несчастный случай. Очень важно, что пилоту удалось спастись. Брюссель не будет подключаться к расследованию напрямую”.

Начальник отдела печати МИД Литвы Рамонас Мачос был лаконичен:

“Единственный комментарий: до тех пор, пока следствие по вопросу падения российского самолета на территорию Литвы ведет правоохранительная институция, мы не можем дать никаких комментариев”.

Между тем главком республики генерал-майор Валдас Туткус заявил следующее: “В нейтральной зоне над Балтийским морем летело звено из шести “Су-27”, от которого и отделился разбившийся самолет. Не могу сказать, с какой целью следовало звено ВВС России — с разведывательной миссией или учебной. Россияне избрали для своих полетов нейтральный коридор, поэтому не должны были нас об этом предупреждать. Пока я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о том, что разбившийся российский истребитель “Су-27” мог быть вооружен ракетами воздух-воздух. Пока мы предполагаем, что самолет был вооружен лишь пушкой”.


Катастрофы “Су-27”

В марте 2002 г. Россия потеряла один “Су-27” — он упал в Приморском крае. Экипаж успел катапультироваться.

Самая известная трагедия — падение “Су-27” на авиашоу во Львове в июле 2002 года. Тогда погибли 70 человек, более 100 получили ранения. Пилотам удалось катапультироваться. Истребитель украинских ВВС врезался в землю, протаранив несколько самолетов на взлетной полосе. Пилот не справился с управлением.






Партнеры