Кадры решили: всё!

Почему не летают российские самолеты?

В бедах отечественной авиации виноват, оказывается, всего один человек — 64-летний разметчик с литейно-механического завода. Именно он отвечает за правильное изготовление клапана тормозной системы шасси “Ил-96-300”, доставившего столько неприятностей нашим летчикам...


Допустил разметчик ничтожную ошибку — и авиалайнеры уже на приколе. А это миллионные убытки компаниям, неудобства пассажирам и ощутимый удар по престижу отечественного авиапрома. Но что взять со старого рабочего? Руки уже не те, глаза плохо видят... На заводе пытались найти ему замену, взяли троих молодых стажеров, но через месяц они сбежали: дело вредное (литье, запахи), а платят мало... Вот и трудится бессменный ветеран на ответственном участке производства. Слава богу, дефект в детали вовремя заметили, но проблема рабочих кадров осталась. Об этом шла речь на “круглом столе”, организованном Министерством образования и науки РФ совместно с крупнейшими российскими промышленниками.

— Абсолютное большинство выпускников школ идет в институты, в то время как на рынке труда нужны специалисты с начальным и средним профобразованием, — говорит глава Департамента государственной политики в образовании Исаак Калина. — Требуются кадры с 5—6-м разрядами, однако в отечественных училищах дают лишь 3-й...

Умелым рабочим заводы, как выяснилось, готовы платить хорошие деньги. “Недавно мне пришлось искать криогенщика, — жаловался руководитель одного из центров занятости Валерий Лукин, — предприятие обещало ему 50 тысяч рублей в месяц. И я не смог найти!” В Московской области, к примеру, занято только каждое третье рабочее место, 77% имеющихся вакансий — именно рабочие. Но ребята идут в училища крайне неохотно...

Число ПТУ в стране постоянно сокращается, как и количество учащихся в них: с 1,773 млн. в 1992 году до 1,620 млн. в 2004-м. Профессия пролетария непрестижна — училища стали социальными отстойниками, где не столько учат подростков, сколько спасают их от криминала. А что делать? Известно ведь: 70% пэтэушников — из неполных и социально незащищенных семей.

Участники “круглого стола” предлагали два выхода из сложившейся ситуации: объединить ПТУ и техникумы в единые комплексы или готовить рабочих на самих предприятиях. По первому пути пошла Москва. В этом году почти 200 учебных заведений начального и среднего профобразования слили в 57 профколледжей (45 — отраслевые, 12 — программные). В результате в каждом округе Москвы появилось 4—5 комплексов, в которых занимаются 800—1500 ребят по 10—15 специальностям. Это позволило существенно улучшить качество обучения — укрепилась материальная база, прибавилось мастеров и педагогов. На выходе ребята смогут получить более высокий разряд — 4—5-й. Да и бюджетные деньги сэкономили...

Второй путь выбрали крупные предприятия. Они не доверяют знаниям и умениям бюджетных пэтэушников. Оборудование на производстве сплошь импортное, дорогое, не ровен час — испортят... Поэтому новые хозяева “заводов, газет, пароходов” предпочитают учить прямо на рабочем месте, у станков. К молодому кадру, как в советские времена, прикрепляют опытного наставника, который делится тонкостями профессии. В результате натаскивание выходит дешевле, чем обучение обычного пэтэушника, не имеющего представления о сложных технологиях. Да и ребята “прикипают” к месту, понимают, что могут зарабатывать приличные деньги, а потому дорожат работой, не прогуливают. Во время “круглого стола” приводился такой пример. На одном из подмосковных заводов ввели практику: освоил рабочий одну специальность — получает 9 тысяч целковых в месяц, три смежные — уже 21 тысячу. Прямо скажем, неплохо для области... По крайней мере это выгоднее, чем ездить каждый день на заработок в Москву. И рабочие довольны, и руководители — нет текучки кадров.

У училищ и техникумов свои претензии к предпринимателям: раньше шефы делились деньгами, оборудованием, брали ребят на практику. Теперь приходится выживать самим. Вот и открываются в строительном ПТУ группы парикмахеров, официантов и кондитеров. А как иначе? Хозяева стройфирм деньги на подготовку маляров, каменщиков и штукатуров не дают, предпочитают брать дешевых гастарбайтеров из Украины и Молдовы. В Германии, например, если компания не хочет сама учить рабочих, платит в казну специальный налог. Собранные средства идут на профобразование. И всем хорошо: у молодых — специальность, у предпринимателей — квалифицированные кадры, а госбюджет освобождается от лишних трат...

Не пора ли ввести что-то подобное и у нас? А то получается, что за счет госказны сначала учатся плохие рабочие, а потом частные фирмы вынуждены тратить немалые деньги на их переподготовку. Пока ПТУ и колледжи не начнут как следует готовить выпускников, а потом “продавать” их за реальные деньги фирмам, отечественные самолеты стоимостью в сотни миллионов долларов будут стоять в ангарах из-за копеечной бракованной детали. Пора понять: дешево хорошо не бывает. Желаете получить качественных рабочих — раскошеливайтесь на их учебу...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру