Чем синус похож на маму?

В Калининграде выбирают лучшего педагога России

19 сентября 2005 в 00:00, просмотров: 1107

Необычное название этого репортажа — всего лишь тема школьного урока. Математик из Ульяновска Ирина Ломакина умеет очень доходчиво объяснить детям, что такое синус. Давая мастер-класс на конкурсе “Учитель года России-2005”, она разве что не пустилась вприсядку.

В конце своего показательного занятия Ирина Владимировна запела: “Призрачно все в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись…” Под “мигом” в данном случае подразумевалось пересечение графика с осью координат. Зал, твердо усвоивший, что синусоида “верна и постоянна, как мама”, поддержал коллегу.

75 учителей, победителей региональных и городских педагогических конкурсов, приехали со всех уголков России в прибалтийский Калининград. Большое жюри под председательством Виктора Садовничего в течение недели выбирало лучшего. Педагоги раскрыли свое кредо, показав домашнюю заготовку “Визитная карточка”, дали мастер-классы по предметам, посмотрели, как это делают победители прошлых лет, и сразились между собой на “Педагогическом ринге”.

На мастер-классах нынешние Макаренко пустили в ход все свое мастерство и артистизм. В качестве дидактического материала они использовали: грейпфрут, большое напольное зеркало, фотографию родного дедушки... И еще бесчисленное количество репродукций — от Ван Гога до Левитана. Физики с математиками читали стихи и даже пели песни. Иногда было трудно определить, какой, собственно, идет урок. Так, Сергей Минаев, учитель ИЗО из Орловской области, поднялся до заоблачных философских высот. Свой урок “Образы изменчивых фантазий” он начал игрой с учениками “На что похожи облака?” А в финале потряс объяснением, почему Леонардо да Винчи в “Тайной вечере” не дописал Христа: “Вот образ Иуды — это нечто закаменевшее, а к абсолютному Добру можно всегда стремиться, но нельзя достичь”. Все конкурсанты провели показательные уроки в стиле “мультимедиа”, орудуя пультом, как указкой. Один учитель из глубинки признался, что его ребята раскрыли бы рты, попав на такой урок: первые два компьютера привезли в их сельскую школу только этим летом. Учителя намекнули приехавшему на конкурс министру образования и науки Андрею Фурсенко, что надо бы ускорить реализацию федеральной программы компьютеризации школ.

Наша Юлия Марчук, учитель русского языка и литературы из школы №1741 (Западный округ), подтвердила высокую репутацию столичного образования. Юлия Викторовна дала урок “На том же месте, в тот же час (о казусах пространства и времени в литературе и других искусствах)”. И провела его так искрометно, что все присутствующие забыли, где находятся, и не заметили, как пролетели отведенные 20 минут.

Специально для читателей “МК” Юлия Марчук поделилась своими наблюдениями, сделанными на “Учителе года России”:

— Владение педагогическими приемами еще не делает человека учителем. Это подтвердил и конкурс. Мы пытаемся создать образовательную среду, в которой роль учителя становится все меньше и меньше. Это идет с Запада, где считается, что успех дела решает команда. Но вот один учитель заходит в класс, говорит “здравствуйте” — и дети его слушают. Другой заходит в класс — и ничего не происходит. Мне понравились уроки Владимира Лысогорского (словесник из Саратова анализировал рассказ Набокова “Рождество”. — Л.В.) и Татьяны Сараевой, учительницы начальных классов из Липецкой области. Посмотрите, что делают мои коллеги, но главное — как они это делают! А главное потрясение — конкурс показал, как много учителей болеют за свое дело. Значит, Россия будет жить.




Партнеры