Конец большого бодуна

Глеб Павловский: “Кремль будет поддерживать Ющенко. Американцы — тоже”

Украина кипит, как бульон у плохой хозяйки. Сверху — мутная пена, из которой сторонний взгляд выхватывает то волоконце мяса, то морковку... Обсуждают мало знакомые россиянам фамилии, куски компромата, интриги в Раде.

А нам интересно другое: насколько съедобно украинское блюдо в целом для России? И какого “повара” мы будем поддерживать? Об этом мы поговорили с политологом Глебом ПАВЛОВСКИМ, который в свое время работал на Януковича, а теперь, судя по всему, ставит перед собой новые задачи на Украине.


— Глеб Олегович, когда победила “оранжевая революция”, во всем обвинили российских политтехнологов. Конкретно — вас. Не считаете, что появилась некая возможность реванша? Отыграетесь?

— Ой, только не надо изображать политтехнологов как дирижеров всего того, что происходит на Украине. И что значит — отыграетесь? В политике вообще вредно двигаться за старыми обидами и желанием свести прошлые политические счеты. Я напомню, что в прошлом году, если угодно, обидчиком России был Ющенко. Он был в центре циклона, и самые яростные обвинения швырялись в его адрес. Сегодня же мы хотели бы, чтобы кризис привел к консолидации вокруг центра, которым может быть только Ющенко. Уж лучше пусть таким центром будет Ющенко, а не люди с безумными планами и долгами перед украинским бюджетом.

— То есть из ваших слов следует, что Кремль будет поддерживать Ющенко?

— А Кремль и будет поддерживать действующего президента, хотя бы потому, что все договоры со страной под названием Украина заключаются после его подписи. Нам предстоят сложные переговоры по тарифам на газ на следующий год, а это было невозможно еще некоторое время назад, при Юлии. Теперь появляются такие фигуры, как Ехануров (и.о. премьера. — Авт.), а он значительно более понятен как человек и как специалист, нежели Тимошенко. Я думаю, что мы, определяя свою стратегию, должны избежать риска. А риск для нас — вторая революция на Украине с примесью взаимного террора.

— Кто более уязвим к компромату — Ющенко или Тимошенко?

— Любой оппозиционер более уязвим, конечно. Политик уходит с государственного поста — и на следующий же день он становится уязвимым. Уже хотя бы потому, что ни одна администрация в мире не захочет громкого скандала вокруг должностного лица. Конечно, Юлия Тимошенко в качестве премьера была уникальна, объединяя в себе силу анархии, силу улицы. А сегодня она сама напрашивается на удары, потому что действует крайне странно. Тимошенко — последний человек на Украине, который может кого-то обвинять в коррупции. У нее самой слишком тяжелое прошлое. Кроме того, у нее какой-то странный, запоздалый альянс с Березовским. И здесь очень важно, что Ющенко ударил первым. Он опередил. Весь этот скандал со своим окружением, который он сам же, судя по всему, и запустил, сработал как способ очищения.

“Березовскому нужен всеобщий хаос”

— На Украине распространяли письма БАБа к Тимошенко, в которых он предлагает создать в стране некий плацдарм для революции в России. Какая-то часть этого плацдарма уже есть или все рушится в связи с последними конфликтами?

— Этот проект сейчас, на мой взгляд, в стадии уточнения. Реальной угрозой для Украины был даже не мифический плацдарм для русской революции, а всеобщий хаос. Именно в эту игру играет Березовский. Собственно говоря, игра шла на то, чтобы ввергнуть украинские элиты в кровавую и жестокую резню друг с другом. Эта перспектива в стране, с которой у нас открытые границы, абсолютно нам не подходит. Березовский извлекает прибыль на максимизации хаоса, где все сорваны со своих мест и никто не знает, что строит. По сценарию Березовского итогом стала бы не Украина как обращенный против России консолидированный плацдарм “оранжевой революции”, а абсолютно дикое поле. Были бы пачки криминальных обвинений, судов, арестов, расправ, а как результат — чудовищное удешевление собственности на Украине, в том числе и той, которая принадлежит российским бизнесменам. Став дешевой, эта собственность ушла бы гулять на улицу — а там бы ее уже ждали люди Березовского, готовые скупить здесь и сейчас по дешевке. И я отнюдь не думаю, что Березовский от этого сценария отказался. Посмотрите: что ни день — новые обвинения с сумасшедшими цифрами. Миллиарды, которыми жонглируют стороны, есть попытка додавить Ющенко еще до тех пор, пока не наступила годовщина “оранжевой революции”. Плацдарм в представлении Бориса Абрамовича — это прежде всего капитализация и экономические ценности. Киевская пресса пишет, что он недавно предъявил в связи с увольнением Тимошенко иск в адрес правительства на сумму 4 миллиарда долларов. Вот во столько он оценил свой вклад в “оранжевую революцию”. Это хороший, скажу я вам, процент с 15 миллионов долларов. В редком бизнесе такие прибыли есть.

— Как будут развиваться отношения между Ющенко и Тимошенко до парламентских выборов, намеченных на март?

— Ставка — не выборы, а полная и нераздельная власть. Решается вопрос, кто станет народным лидером. Кто получит всю власть и уже внутри нее распределит все между теми или иными партиями и фракциями в Раде. На это претендует и команда Ющенко, и команда Тимошенко. Последняя уже заявила о том, что будет формировать по результатам выборов свое правительство с президентскими полномочиями. Эту идею она активно продавливает. Она не хочет ни с кем делиться, а хочет победить одна. Но это слабая тактика и плохая стратегия. Некоалиционная альтернатива Ющенко сейчас вообще невозможна.

— А вот в телеэфире Тимошенко размахивает голубой ленточкой — разве она не готова идти навстречу сторонникам Януковича?

— Она заигрывает с оппозицией Януковича, она просто хочет получить их голоса, но делиться с ними она не собирается. Но я не думаю, что ее нехитрый пиар принесет ей победу. Позиционных шансов на формирование большинства в Раде у Ющенко больше.

“Американцы решили, что Тимошенко должна покинуть правительство”

— Ожидали ли после “оранжевой” эйфории такого исхода американцы? И пересмотрят ли они свою стратегию на постсоветском пространстве?

— Американцы давно уже испытывают чувство неприятного сюрприза от каждой страны постсоветского пространства, где происходит революция. Им безусловно придется корректировать свою доктрину строительства демократии. Их сильно разочаровала революция в Киргизии, еще больше испугали события в Узбекистане и последующие изменения в Центральной Азии. У них нет никаких иллюзий относительно Саакашвили. Просто он политически верный кадр, находящийся в удобной точке коммуникаций. Я не думаю, что американцы были готовы к этому. Полагаю, они поддерживали Ющенко с самого начала в намерении избавиться от Тимошенко...

— Это означает, что интересы Вашингтона и Москвы совпали?

— Получается, что совпали. Но уж, конечно, не настолько: американцы еще не отказывались от идеи вступления Украины в НАТО. Насколько я знаю, Ющенко в последние месяцы получал довольно много определенных сигналов со стороны американцев в отношении Тимошенко. Фактически с конца весны американцы решили, что эта леди должна покинуть правительство. Они считают Тимошенко социалисткой, склонной к опасной анархии. И относительно ее коммерческих связей американцам известно очень многое, в силу того, что Лазаренко (экс-премьер Украины. — Авт.) находится в их руках. А весь бизнес Тимошенко построен на хищениях Лазаренко.

— Какой сценарий вы предрекаете Украине?

— В политической борьбе финал открыт. Неизвестно, удастся ли Ющенко так хорошо доиграть игру, как он ее начал. Издержки велики, поскольку подорвана сама идея революции. Имидж Ющенко тоже пострадал. С другой стороны, он превратился в естественный центр стремительных движений к консолидации политических сил перед выборами. Его новая команда эту идею использует.

Главная интрига — будет ли реформа (усиление власти парламента. — Авт.). Ющенко определенно сказал наконец, что она ему не нужна. А в период избирательной кампании он об этом молчал. А Тимошенко, которая тогда была противницей реформы, теперь волшебным образом является ее сторонницей. Политически трудно похоронить конституционную реформу. И борьба будет острой.

— Возможен ли взрыв, когда украинцы опять выйдут на улицу?

— Вполне. Украина — как несложившаяся, недостроенная нация — в каком-то смысле более взрывоопасна, чем Россия. Недаром же Украина много раз, в значительно более лучших условиях, не смогла выстроить государство. Этому мешали не внешние силы, а собственные элиты. Сегодня украинские элиты уникальны по своей антинациональности, жадности и отсутствию элементарной корпоративной этики. Это вообще какая-то дарвиновская среда. Конечно, в этом я вижу огромную опасность. Ющенко мечтает выстроить вокруг себя какое-то сообщество, одухотворенное религиозными, национальными ценностями. Но сегодня это — утопия.

— Вам не кажется, что народ Украины крайне разочарован? Не успели свергнуть демона Кучму, как оказалось, что и эти — не ангелы?

— Народ обязательно должен был разочароваться, потому что пьянка когда-то проходит и наступает похмелье. Начинаются ломки. То, что сейчас происходит в сознании людей, — полезно. Они впредь будут трезво, а не с бодуна, смотреть на политиков. Не будут в них видеть ни ангелов, ни святых.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру