Нам покажут, где баки зимуют

Нормальные герои всегда идут в доход

Российским автомобилистам впору молиться на наших нефтебаронов. Они вдруг решили проявить “высокую гражданскую ответственность” — заморозили цены на бензин и дизтопливо на своих АЗС до конца 2005 года. “Акт самопожертвования” случился в кабинете главы Минпромэнерго Виктора Христенко, который вызвал их на ковер, едва выйдя из отпуска. Звали их туда явно на выволочку. Но они сыграли на опережение и вышли “победителями”. Из этой “клизмы” от государства они выжмут максимальную для себя выгоду.


Государство в очередной раз показало, кто в лавке хозяин. И, не справившись с ростом топливных цен, задействовало административные рычаги. Впрочем, меньше всего чиновников волнуют кошельки рядовых автомобилистов. Цены на топливо грозил обвалить даже последний, уже 11%-ный прогноз инфляции. Четвертую “коррекцию” президент бы точно не простил. Перефразируя знаменитое изречение некогда депутата и фармацевтического магната Брынцалова, это один раз не ..., а после третьего — пора решать с сексуальной ориентацией.

И пусть никого не смущает “добровольность” принятого решения. Был в советские времена анекдот про то, как Хрущев и Кеннеди поспорили, кто заставит кошку добровольно лизать горчицу. Как американский президент ни мучился, ничего не получилось. А Хрущев намазал ей горчицей под хвостом — и та с воплями кинулась себя вылизывать.

— Заметьте, — изрек советский лидер, — совершенно добровольно, да еще и с песнями.

Вряд ли стоит лепить героев и новых спасителей Отечества из руководителей ЛУКОЙЛа, ТНК-BP, “Роснефти”, “Сибнефти”, “Сургутнефтегаза” и “Татнефти”, которые дали слово держать цены. Все, что они смогли вытянуть из нас на подорожании топлива, они уже получили. Как писал “МК”, последний взлет цен на рубль только в Москве дал продавцам 18 млн. долларов дополнительных доходов в месяц.

К тому же уборочная страда практически по всей России уже закончилась, и повышенные цены на топливо уже заложены в собранных зерне, картофеле и прочей сельхозпродукции. На исходе и массовый автомобильный сезон. Потому “потери” нефтяных магнатов не столь уж велики. К тому же этот “аукцион неслыханной щедрости” они затеяли не просто так: правительство пообещало нефтяникам “налоговые каникулы” (считай, льготы) по НДПИ при разработке новых месторождений. Громко и официально. Наверняка что-то им еще пообещали втихую…

Парадокс ситуации заключается в том, что даже это “социально ответственное” решение нефтебароны могут обратить себе на пользу. Не секрет, что компании, вступившие в “благотворительную конвенцию”, контролируют около 70% российской нефтепереработки. При этом владеют лишь 30—35% всех автозаправочных станций. Повышая оптовые цены и удерживая розничные (уговор был только про бензин для конечного потребителя), они разорят независимых продавцов и займут их место. А уже 2 января поменяют ценники на “своих” АЗС. И будут назначать такие цены, какие продиктуют исключительно их аппетиты. Топливный рынок между собой окончательно поделят несколько крупнейших нефтебаронов (см. выше).

Надолго ли олигархам хватит сил держать свое слово — сейчас не скажет никто. На Украине, например, “женщина с косой” тоже пыталась воздействовать на нефтяников административными методами. Но из этого получился только очередной топливный кризис. Принцип “сила есть — ума не надо” может дать эффект лишь на короткий срок. Тем более что на нефтяных мировых рынках опять начинает штормить: к потрепанной “Катриной” Америке идет новый ураган “Рита”. ОПЕК признался, что добывает нефть на пределе возможного. А в России с 1 октября экспортная пошлина повышается чуть ли не 30%.

Словом, никакой экономики в этом решении нет. Сплошная и чистая политика. Экономического решения ждут от правительства (широко разрекламированной отвязки НДПИ от мировых цен, когда независимо от стоимости барреля в мире с нефти для внутреннего рынка будет браться не прогрессивный налог, а жесткая ставка). Иначе чиновникам придется уйти в отставку на второй день после окончания срока соглашения. Ведь никто не может ответить на вопрос: насколько бензин взлетит в цене, когда срок действия конвенции закончится? И какую это даст прибавку к инфляции?


Александр ГРИШИН.


“Это позитивно, но хотелось бы, чтобы меры по сдерживанию цен носили систематический характер”, — так прокомментировал инициативу нефтяников спикер Борис Грызлов. “Я не думаю, что это навсегда — как бы не получилось так, что 2 января мы проснемся и увидим, что цены на бензин поднялись в несколько раз”, — сказала первый вице-спикер Любовь Слиска. А назначенный губернатором Калининградской области, но пока еще не переставший быть депутатом Георгий Боос считает, что “есть где разгуляться Антимонопольной службе; то, что произошло, — это картельный сговор нефтяников, у которого нет рыночной природы”. По его мнению, есть гораздо более эффективные и долгосрочные рыночные меры. К примеру, государство объявляет приоритетом внутренний рынок — нефтепродукты могут идти на экспорт лишь после его полного насыщения. Или же прямое регулирование цены на нефтепродукты. В любом случае надо что-то делать с налогом на добычу полезных ископаемых, который сейчас привязан к цене на нефть на мировом рынке. Пока неизвестно, решится ли правительство на пересмотр механизма взимания этого налога, но если решится — на поддержку думского большинства оно, видимо, может рассчитывать.

А завтра, перед обсуждением бюджета на следующий год в первом чтении, депутаты намерены обсудить с правительством вопрос о компенсациях регионам, Министерству обороны и другим ведомствам в связи с ростом цен на бензин. За счет каких источников это будет сделано, еще не решено. Возможно, задействуют дополнительные доходы, полученные в 2005 году.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру