Чехова открыли в Чехове

Мечта о профессиональном театре в провинциальном городе все-таки сбылась

21 сентября 2005 в 00:00, просмотров: 282

Странное словосочетание “театральная ситуация”, режущее ухо своей новомодностью и несочетаемостью, настойчиво повторялось весь этот год в Серпухове. “Театральная ситуация”, так же как “революционная ситуация”, простите за каламбур, оказывается, вполне может создаваться искусственным путем. Этот постулат здесь сумели доказать, когда 16 сентября на сцене отремонтированного городского театра с дебютной шоу-программой выступила собственная актерская труппа.

На самом деле нелепое словосочетание “театральная ситуация” как нельзя лучше характеризует намеченное в Серпухове. Если уж продолжать аналогию, то ее последствием обязательно должен быть культурный взрыв. Ведь спустя столетие после Чехова в Серпухове со всей серьезностью и основательностью подошли к реализации проекта “театр” в полном объеме: кроме пристройки дополнительного рабочего помещения, кроме создания собственной профессиональной труппы на базе этого театра возникнет учебное учреждение, “кующее” кадры на перспективу.

Старинное здание городского серпуховского театра имеет красивую легенду: некогда потерявший голос оперный певец Говоров решил увековечить свою любовь к сцене и убедил купца, имеющего участок земли возле общественного парка, построить настоящий храм Мельпомены. Купец пошел на риск, но в известных пределах: здание театра спроектировали так, чтобы в случае неудачи его без особого труда можно было использовать под склады. Однако прибегнуть к “запасному варианту” не пришлось: публика по достоинству оценила прекрасную акустику уютного камерного зала. За столетие эта сцена повидала едва ли не всех кумиров русского эстрадного и театрального искусства.

Однако событие 16 сентября можно считать поворотным в истории здания, более ста лет лишь номинально значившегося в ряду достопримечательностей Серпухова как городской “театр”.

Год назад, решившись создать в Серпухове “театральную ситуацию”, областное министерство культуры на должность художественного руководителя пригласило Павла Аркадьевича Цепенюка, бывшего главного режиссера Южно-Сахалинского областного театра, реорганизованного затем в Международный театральный центр им. Чехова. Кстати, при Сахалинском университете уже десять лет функционирует театральный колледж, созданный по инициативе Цепенюка и Полянкина (сейчас Полянкин возглавляет знаменитый “Сатирикон”).

За время многолетнего капитального ремонта серпуховская публика отвыкла от некогда любимого гортеатра. В первые месяцы его новое руководство испытало разочарование: в театр никто не шел, по праздникам патриархальный Серпухов будто “вымирал”. Постепенно, шаг за шагом, отношение местной публики к театру “переформатировалось” заново. Все чаще здесь стали случаться “аншлаги” — столичные театры с легкой руки Павла Аркадьевича вновь стали привозить сюда свои лучшие спектакли. А в конце июня, как и было обещано, приехали долгожданные ученики Цепенюка, артисты с острова Сахалин. Кстати, драматург Чехов у японцев (до них от Сахалина рукой подать) в большом почете. А артисты Южно-Сахалинского театрального центра не раз гастролировали в Японии и на Аляске с чеховскими пьесами. Так что будем надеяться, что произведения А.П.Чехова займут достойное место в репертуаре серпуховской труппы.

Труппа, по оценке Павла Цепенюка, подобралась очень перспективная, весьма разнообразная по актерской фактуре и специализации. Что и было с успехом предъявлено на премьере. Представление под названием “И конь, и трепетная лань!”, по сути, лишь демонстрация арсенала широких возможностей актерского ансамбля: постановка, “сшитая” сценами из пьесы Островского “Лес”, состояла из сложнейших оперных и опереточных арий, отрывков из лучших мировых мюзиклов. Правда, по оценке гостьи премьеры ведущей актрисы Московского областного драматического театра Кудриной, поставленная режиссером задача “уметь все” пока не всем актерам под силу. Но надо отдать должное артистам: говоря спортивным языком, они достойно “взяли” высокую планку.

— Важно, чтобы труппа была как хорошая коллекция раритетных картин, — говорит Павел Цепенюк. — Только когда они собраны вместе, они играют неповторимыми красками.

Любопытно, что первыми в состав труппы вошли четыре исполнителя серпуховской вокальной группы “Контабиле”. Пятого претендента режиссер “нашел” в одном из серпуховских ресторанов. Оказалось, певец закончил вокальный факультет института современного искусства в Москве.

Несколько слов нужно сказать и о тех, без кого невозможна любая сценическая постановка. Великолепные костюмы актеров были заказаны в мастерской Маргариты Статковой (работы швей этого салона видели едва ли не все российские зрители — на героях телесериала “Бедная Настя”). К открытию сезона театр приобрел профильные прожекторы. Но в Серпухове не нашлось художника по свету, чьи способности отвечали бы требованиям художественного руководителя. Павел Цепенюк обратился за помощью в “Сатирикон”, там порекомендовали мастера по световым эффектам москвича Геннадия Алексеева. Поставить вокал специально приехала старейший педагог Сахалинского театрального колледжа З.В.Крыжановская. Большинство “дальневосточных” артистов петь учились именно у нее. И, конечно же, музыка — Серпуховский народный оркестр под управлением Евгения Курбатова, по единодушному мнению всех, кто присутствовал на премьере, весьма удачно справился с исполнением классической музыки.

В ближайшее время у заново рожденного Серпуховского театра еще две премьеры — комедия по пьесе Птушкиной “Браво, Лавренсия!” в постановке режиссера РАМТа Долгиной и спектакль по рассказам Мопассана в постановке Цепенюка. А это значит, что “театральная ситуация” действительно состоялась.





Партнеры