Ставки сделаны

В почете кандидаты от 40 до 50

Уже третью неделю Московская область живет с новой муниципальной властью — после выборов 4 сентября на территории Подмосковья окончательно сформировались органы местного самоуправления. Теперь у нас есть 36 районов, 36 городских округов, 114 городских и 192 сельских поселения. Выводы делать рано: только время покажет эффективность деятельности избранных руководителей, однако, по мнению экспертов, поводов для особой тревоги в области нет. Люди в большинстве случаев проголосовали за мудрость и опыт своих избранников, многие из которых были руководителями и раньше.


Губернатор Московской области Борис Громов дал прошедшим выборам весьма спокойную и сдержанную оценку: “Выбор сделали сами жители Подмосковья. Им жить с новой муниципальной властью, а значит, и определять, какой они эту власть хотят видеть”. Нужно заметить, что подмосковный губернатор преднамеренно дистанцировался от выборов 4 сентября и не выказывал своих симпатий ни одному из кандидатов. Он не поехал поддерживать кого-то из них, предоставив людям на месте самим разобраться в своих симпатиях. Хотя имя самого Громова не использовал только ленивый — предвыборные штабы позиционировали губернатора как один из основных своих брендов. Даже в тех случаях, когда кандидат находился в явной конфронтации с областным правительством — там своих конкурентов обвиняли в сговоре с властью.

— Я доволен прошедшими выборами хотя бы потому, что они состоялись, — говорит Борис Громов. — Это значит, что жителям Подмосковья небезразлично, кто будет ими управлять. Замечу, что люди выбрали в большинстве случаев достойных.

Вторит губернатору и министр по делам территориальной политики Валерий Чернов, чье ведомство, собственно, и отслеживало ход предвыборной и выборной борьбы в Подмосковье. Его оценки итогов голосования тоже вполне оптимистичны, хотя, помнится, Валерий Алексеевич еще несколько месяцев назад всерьез опасался разыгрывания на территории области “политической карты”.

— Самое главное, что в Подмосковье сохранилась система управления, — говорит Валерий Чернов. — Состав выбранных глав и депутатов представительных органов местного самоуправления не дает поводов для тревоги. Во власть пришли опытные хозяйственники, понимающие, что во многом от них зависит будущее области.

Впрочем, даже в тех муниципальных образованиях, где победу на выборах одержали кандидаты, не имеющие опыта управления, они заранее озаботились проблемой кадрового укрепления своих администраций. Опять же таки, сейчас в Подмосковье начинается система обучения новых глав, в особенно это касается тех, кто впервые пришел во власть. Представители министерств и ведомств области будут проводить с главами специальные занятия по всем предметам их будущей деятельности — начиная от подготовки постановлений и распоряжений, заканчивая ведением финансовых документов, организацией работы ЖКХ и т.д.

Справка МК:

Всего 4 сентября в Подмосковье был избран 301 глава муниципальных образований. Из них только в отношении 11 человек возникают сомнения в уровне профессиональной подготовки (0,37%). Подавляющее большинство новых глав — более 230 человек (около 77%) — имеют опыт административной работы и занимали руководящие должности в своих муниципальных образованиях, главным образом — глав городов и сельских округов. Среди новых руководителей 95 человек — женщины (31,7%).

— Могу констатировать, что к власти у нас пришли не те, кто хотел ее захватить, а те, кто хочет работать, — говорит министр Чернов по поводу многочисленных политических лозунгов партий, продвигавших своих кандидатов на подмосковных выборах.

Выборы в Московской области и впрямь оказались достаточно деполитизированными. Из выдвигавшихся 114 кандидатов-партийцев избрались главами муниципальных образований 88 человек (28%). Из них представителей “Единой России” — 83 человека, КПРФ — 4 человека, Партия жизни — 1 человек. (Выдвигавшая 19 кандидатов ЛДПР не привела к власти ни одного своего члена.) Подавляющее же большинство вновь избранных глав — 220 человек — являются беспартийными.

Сейчас политический аспект выборов муссируется достаточно активно — обсуждается, какая же партия выиграла в Подмосковье. Но здесь нужно посмотреть, кто какие цели и задачи перед собой ставил — один-два кандидата, или 15, или 100. Реалии же таковы, что на более чем 4-тысячный корпус глав и депутатов в области — всего 400 партийцев. Например, из 1123 кандидатов от различных партий в представительные органы власти депутатами стали 324 человека.

Во время предвыборной кампании в Подмосковье наблюдалось уникальное явление, когда полярные партии поддерживали одного и того же кандидата. При этом назвать подобную тактику альянсом никак нельзя — кандидат, как правило, не принадлежал ни к одной из политических группировок, но при этом пользовался большой поддержкой населения. Например, в Люберцах коммунисты и единороссы сделали ставку на одних и тех же беспартийных кандидатов — крепких хозяйственников, которые в конечном итоге и победили. Но благодаря не партийной поддержке, а выбору людей.

Справка МК:

Предпочтение подмосковные избиратели отдали людям опытным и достаточно зрелым. По возрастным категориям избранные главы распределились следующим образом: до 30 лет — 4 человека (около 1%), до 40 лет — 27 (более 9%), от 40 до 50 лет — 139 (более 46%), свыше 50 лет — 127 человек (около 42%).

Достаточно скромные в масштабах страны подмосковные выборы вместе с тем названы “мегаполисными выборами” — Московская область стала мощным полигоном, на котором отрабатывалась стратегия и тактика PR-технологий. Теперь эти сценарии будут применяться на грядущих выборах в Мосгордуму, а затем и на выборах федерального масштаба. Например, активно применялось распространение листовок за подписью одного из кандидатов, где пенсионерам сообщалось, что часть их пенсии будет направляться на счет политической партии или в некий стабилизационный фонд. Независимо от их желания. Понятное дело, что за такого кандидата люди вряд ли захотят голосовать.

Подтвердилась во время подмосковных выборов и система выдвижения двойников — людей с такой же фамилией и инициалами, как у одного из основных претендентов на пост главы. Голоса при этом “растягиваются” и не дают кандидату преимущества. Для этой же цели ангажировались известные артисты и другие популярные в стране люди, чье появление в избирательном списке отвлекало внимание избирателей. Еще одна тактика — искусственное создание вакуума вокруг основного кандидата. Население убеждали, что кандидат N — бесспорный фаворит, а в итоге народ не спешил к избирательным урнам. Подобная тактика, к слову, стоила в свое время карьеры мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку.

А вот новинка выборного сезона — использование “чеченского следа”. Агитаторы с кавказской внешностью ходили по квартирам и агрессивно убеждали проголосовать за неугодного кому-то кандидата: “Это наш человек”. Для избирателей он автоматически становился чужим. Из этой же серии — причисление кандидата к одной из действующих в районе ОПГ. Никакая милицейско-прокурорская проверка не убедит потом людей, что идущий во власть человек не связан с “братками”.

Впрочем, для Московской области выборная эпопея уже позади — технологии на ней хоть и отрабатывали, но существенно повлиять на общий ход голосования они не успели. Люди сами разобрались, кто достоин быть их руководителем, и теперь внимательно присматриваются к новой власти.

— Население области после выборов должно жить лучше, — поставил четкую задачу перед всеми ветвями власти губернатор Борис Громов. — Вся работа новых глав должна быть направлена на создание нормальных условий для жизни людей в своих регионах.


Между тем:

Выборы в Подмосковье в рамках 131-го федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” могут оказаться единственными в стране. Дело в том, что Кремль до сих пор не может определиться со сроками проведения муниципальной реформы. Еще на прошлой неделе в Госдуму из Администрации Президента поступила новая поправка — вступление в силу закона предлагается перенести с 1 января 2006-го на 1 января 2009 года. Сегодня поправка может быть рассмотрена на пленарном заседании Госдумы.

Новый закон о местном самоуправлении был принят в сентябре 2003 года и должен вступить в силу в полном объеме с 1 января 2006 года. 8 июля 2005 года Госдума, перед летними каникулами, приняла в первом чтении поправку, предполагающую перенос вступления закона в силу на 1 января 2009 года. Реформа, по мнению президентских советников, может вызвать рост социальной напряженности и негативно повлиять на итоги федеральных выборов.

Впрочем, даже если поправка не пройдет, в законе предусматривается поэтапная передача полномочий от регионов к вновь созданным муниципалитетам. Для Московской области эти коллизии ровным счетом ничего не значат — выборы состоялись. Тем более что областное правительство изначально предусматривало схему поэтапной передачи полномочий — вначале тем муниципальным образованиям, где сформирован бюджет и есть средства на осуществление жизнедеятельности. Остальных будут “подтягивать” за счет более богатых соседей и дотаций из областного бюджета. По крайней мере, бесхозных людей, которым местная власть не может обеспечить воду, газ, тепло и пр., в Подмосковье не будет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру