“Замораживание цен” на бензин уже дает свои плоды. Но вовсе не те, на которые рассчитывали чиновники. А прямо противоположные. Как и предсказывал “МК”, в результате ценового моратория в стране начал разрастаться ком бензинового кризиса. Вопрос лишь в том, когда он накроет всю страну.
В Кузбассе из 350 частных АЗС прекратили розничные продажи топлива 80% автозаправок. По юридическо-экономической причине: оптовые цены в регионе превысили розничные, а даже по закону нельзя торговать себе в убыток. Тем более это не согласуется с законами бизнеса и здравым смыслом.
Дальше будет хуже. С каждым днем становится все яснее, что не было никаких “долгих согласованных усилий” правительства по этому вопросу. Как не было и коллективного решения. Иначе “великий и ужасный” Греф не давал бы скомканный комментарий из Сибири после паузы, взятой на осмысление. Иначе через несколько дней не просил бы министр транспорта Игорь Левитин включить в “конвенцию” и авиакеросин. Ведь “топливная составляющая в цене авиабилета сейчас достигает 60—65%, и это ставит компании на грань выживания”. А самолеты отечественных авиакомпаний зачастую уже предпочитают вылетать в другие страны с минимумом керосина в своих баках. Поскольку заправка во многих иностранных аэропортах обходится гораздо дешевле, чем в родном нефтедобывающем отечестве.
Впрочем, скоро россиянам будет не до авиаперелетов. Цены на топочный мазут тоже “не заморозили”. В предстоящую зиму, если так и будет продолжаться, народ или замерзнет, или отдаст последние копейки за тепло в своих домах. Ни об оптовых ценах на готовое топливо, ни о замораживании цен на сырую нефть для нефтепереработки речь в кабинете у Христенко не шла. Интересы других ведомств просто не попали в “конвенцию”, хотя цены на нефтепродукты задевают практически все отрасли экономики.
И получается, что о “конвенции” не знали ни глава Минтранса Игорь Левитин, ни руководитель Минрегионразвития Владимир Яковлев, ни другие министры. Остается только одно: “замораживание” розничных цен — результат индивидуальной активности конкретного министра. В данном случае — главы Минпромэнерго Виктора Христенко. Тогда выволочка, устроенная ему на правительстве Фрадковым и Грефом, лежит не только в плоскости беспокойства за судьбу президента, летающего на неисправном самолете. В результате нам доказали лишь одно: в нашем правительстве по-прежнему нет единой команды.
И последнее. Если сейчас ничего не изменится и владельцы мелких АЗС и независимых НПЗ начнут разоряться, они вполне могут подавать иски в суд и заявления в Федеральную антимонопольную службу. С обвинениями участников соглашения в картельном сговоре с членом правительства.
Вроде бы даже недавний пример Украины, где “женщина с косой” породила кризис, попытавшись заморозить цены, еще не выветрился из памяти. Но наши министры предпочитают на чужих ошибках не учиться. Интересно, могут ли они это делать хотя бы на своих?