Мамин ребус

Не давайте сыну в школу одну конфету. Только две

26 сентября 2005 в 00:00, просмотров: 199

Школьникам бывает трудно адаптироваться после бурно проведенного лета. Ну а с первоклашками — вообще случай особый. Надеемся, вам помогут рекомендации педагога-психолога Елены ВИНОКУРОВОЙ.


Ваше чадушко идет в школу только для того, чтобы похвастаться своим новым портфелем или лаковыми туфельками? Правило “любые мотивации хороши, лишь бы шли они от души” здесь не действует. В школу ребенок должен идти с желанием узнавать что-то новое и интересное.

Если родители делают упор только на педагогическую составляющую подготовки ребенка к школе (развитость навыков чтения, письма и счета), при этом забывая о психологической стороне (память, внимание, воображение, логическое мышление и т.д.), то, как правило, такой ребенок первое полугодие ощущает себя “королем”: ему все дается легко, ничто не вызывает трудностей, он все знает и умеет. И укрепляется в мысли, что трудиться не надо вообще. Мотивация падает, запас подготовленности исчерпывается, а трудиться ребенок еще так и не научился. Задача родителей в этой ситуации — повышать интерес к познанию нового и неизведанного у ребенка.

Другая проблема “начинающего школьника” — неумение распоряжаться собственным временем. И здесь никак не обойтись без старого доброго распорядка дня:

13.00—14.00 — обед

14.00—16.00 — отдых, прогулка

16.00—18.00 — домашние задания

Не удивляйтесь: ежедневный ритуал сделает ваше чадо более дисциплинированным и ответственным, а также научит ценить время. Главное — при составлении распорядка дня учитывать, что активные фазы мозговой деятельности ребенка с 10.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00.

Приступая к работе над домашними заданиями, наведите порядок на столе и уберите все, что может отвлечь внимание ребенка. Нагрузку распределяйте равномерно, устраивая время от времени перерывы по 5—10 минут. Начинать следует с того, что дается ребенку труднее всего. Легкое — на закуску!

Успех напрямую зависит от уверенности человека в собственных силах. Поэтому очень важно поддерживать в ребенке не только интерес к школе, но и уверенность в собственной значимости. Психологи называют это “искусственным созданием ситуации успешности”: к примеру, звоните вы отцу семейства и так невзначай говорите: “А наш-то сегодня так старался, такие буковки выписывал, ну просто загляденье!” Ребенок — счастлив, самооценка — повышена, успех — обеспечен.

Не стоит покупать детям самый дорогущий портфель, самые дорогие ручки, все самое дорогое, то, за что в случае порчи мы будем ругать ребенка: как ты мог, да ты знаешь, сколько это стоит?! Ребенку все равно, сколько это стоит, но страх и обида за испорченную вещь в душе остаются. Концентрируя внимание на стоимости и марке производителя, мы сами воспитываем в ребенке культ ценности денег, материальных вещей, а это не те ценности, которые должны быть у ребенка.

Если вы замечаете, что у вашего ребенка не складываются отношения с одноклассниками, значит, пора с ребенком поговорить по душам, расспросить о школе, товарищах, узнать, что ему там нравится, а что нет. Предложите ему порассуждать о том, какого друга он хотел бы иметь и является ли он сам таким другом. Ребенок должен понять, что только в том случае, если он сам будет хорошо относиться к людям, они так же будут относиться к нему.

Ребенку всегда лучше положить в кармашек две конфетки, а не одну, два чупа-чупса, а не один, чтобы он имел возможность поделиться с другом. Чтобы он не стоял один на переменке, не жевал бы свое яблоко где-то в углу, вдали от всех, а стоял бы с кем-то вместе и разговаривал. У ребенка всегда найдется о чем поговорить с товарищем, просто нужно помочь ему начать этот разговор. А для начала разговора как раз и нужна эта конфетка.

Ребенка нужно научить с достоинством отстаивать свои права. Важно не то, ЧТО ты скажешь, а то, КАК ты это скажешь. Если ты отвечаешь грубостью на агрессию, то ты либо унижаешь себя, и тогда чувствуешь дискомфорт, либо обижаешь другого, и тем самым вызываешь еще большую агрессию со стороны обидчика. Нужно научить ребенка обходить острые углы, искать верный выход из сложившейся ситуации, порой проигрывая их дома на игрушках.

Для ребенка в первом классе авторитет учителя является обязательным. Даже если вам, родителям, что-то не нравится, не следует говорить об этом ребенку. Тем более не стоит при нем произносить фразы типа “я сейчас пойду разбираться с твоей училкой”. Ребенок еще не умеет точно определять свои чувства, не знает, как выходить из той или иной ситуации, поэтому “двойственность позиций”, когда дома мы про Марь Иванну говорим одно, а в школе другое, для него неприемлема.

Если ваш ребенок не любит читать, сводите его в книжный магазин. Обилие иллюстрированных изданий с радужными картинками наверняка пробудит в вашем чаде до поры дремлющий интерес. Или же запишите его в библиотеку: возможно, сам процесс перелистывания толстых книг зародит в нем желание познакомиться с ними поближе. Читайте вместе с ребенком, читайте по очереди, используйте все доступные методы, чтобы повысить у ребенка интерес к чтению.

Совместная деятельность не только сближает детей и их родителей, но и повышает личную значимость ребенка и его самооценку: играйте с детьми в настольные игры, головоломки, шашки и шахматы, разгадывайте ребусы и кроссворды. Все это способствует развитию мышления, памяти, воображения, концентрации и переключению внимания, да и просто доставляет колоссальное удовольствие!




Партнеры