“Будьте так добры...”, “Простите, а вас не затруднит...”, “Извините, пожалуйста...” — похоже, что подобное обращение в ближайшее время заменят традиционный фольклор жителей Подмосковья, где преобладали словосочетания: “Да пошел ты...” или “Иди ты...”. Дело в том, что 2005 год объявлен в Московской области Годом культуры, и, значит, все сознательное и местами не очень сознательное население области приобщается к великому и прекрасному.
— Галина Константиновна, а чем, собственно, год культурный отличается от иных?
— Год культуры в Подмосковье — это не столько мероприятие (мы и так их проводим достаточно), сколько идеологический момент, время больших реформ и начало серьезных перемен в культурной сфере. Речь идет прежде всего о других принципах финансирования, которое отныне будет зависеть от конечного результата той или иной работы. На этом пути нас ожидает много проблем.
— Например...
— Например, театральные коллективы. Конечный их “продукт” — не просто спектакль, а спектакль, продаваемый и окупаемый. С выставками примерно то же самое. А вот с оценкой результата занятий детей в различных кружках домов культуры куда сложнее. Как, скажем, оценить результат занятий ребенка каким-нибудь декоративно-прикладным ремеслом? Что является в таких случаях конечным продуктом и каким образом его определить?
— “Вложения” в детей дают результат со временем, но этот эффект по-любому бесспорен... Вместе с тем, насколько известно, предполагается сократить число культурных учреждений области.
— Безусловно. Но речь не идет о целых домах культуры. Ведь часто в одном таком учреждении творчества существует несколько сетевых единиц. Вот их-то финансирование уменьшится значительно.
— С чем связаны столь жесткие реформы в сфере культуры, которая, называя вещи своими именами, всегда считалась малобюджетной?
— Культурная сеть учреждений выросла, но количество еще не есть качество. Реформирование — это в первую очередь попытка изменить ситуацию, при которой отдельные люди пытаются получить из нашего бюджета денег больше, чем они зарабатывают. Яркий пример — с областной филармонией, вокруг которой долгое время разыгрывались целые баталии. Но не все знают, как многие известные эстрадные артисты бессовестно “зарабатывали” на ней деньги.
— Какие именно учреждения культуры будут упраздняться?
— Так вопрос вообще не стоит. Мы все сделаем для того, чтобы обойтись без кардинальных шагов: вот эту библиотеку мы упраздняем, а вот эту оставляем.
— Какие еще перемены ожидают областную сферу культуры?
— Еще одно важное направление, в котором мы работаем, — вопрос собственности. Я убеждена, что культура — это богатая отрасль. Другое дело, что мы не имеем представления о нашем богатстве. И что еще хуже — не имеем методик оценки. Взять, к примеру, объекты культуры. Не разработана даже методика оценки того или иного памятника. Музеи оценивают и страхуют просто как объекты недвижимости.
На сегодняшний день в области 6 тысяч памятников, которые разрушаются. Нередко бывает, что мы не можем вложить в реконструкцию деньги, потому что нет разграничений собственности на федеральном уровне. Но без этого мы не имеем права ставить памятник на баланс. И, как следствие, не имеем права сдавать в аренду, принимать помощь от тех же меценатов. Потому что первый вопрос, который они задают: во что мы вкладываем деньги?
— В реформах учитывается мнение населения? Оно вам известно?
— Мы вложили деньги в исследования, которые помогли выявить запросы населения на те или иные виды культурных услуг. Для этого разделили людей на возрастные категории: с 10 до 14 лет, с 14 до 20 и с 20 до 40 лет. Нам важно знать, что они читают, что понимают под духовными ценностями, какие у них идеалы, ориентиры. Это же все ответы на нашу работу. Это помогает понять, по тем ли направлениям мы работаем. Нам важно знать “болевые” точки. Определить их нам помогают экспертные советы.
— А если исследования выявляют значительно меньшие запросы населения, опускаетесь до их уровня?
— Наоборот. Именно туда вкладываем наибольшие средства. Развитие — вещь не всегда добровольная. При этом мы ни на кого не давим. Мы просто пытаемся научить, заинтересовать. И если грамотно это делать, работа напрасной не будет.
Например, я считаю, что надо кардинально менять систему работы с детьми в музеях. Ребенка надо не просто просвещать, а заинтересовывать. Здесь важен психологический подход, и его нельзя не учитывать. Надо найти тот способ передачи информации детям, который был бы для них и интересен, и полезен. Это не страшно, если новая методика в какой-то степени будет напоминать игру.
— Какие мероприятия проходят под знаком Года культуры?
— Ну, во-первых, мы хотим сделать праздник непосредственно для работников культуры, устроить им настоящий бал. Они его заслужили. Но главное, конечно, — это демонстрация достижений области в культурной сфере. Мы готовим выставку, которую планируем показать в конце года. Это будет огромная экспозиция, где будут представлены все достижения Подмосковья в культурной области — от живописи и скульптуры до дизайна упаковки.
БАЗА ДАННЫХ - СОКРОВИЩНИЦЫ КУЛЬТУРЫ
СЕРГИЕВ ПОСАД
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Лучшие художественные достопримечательности древнего города сосредоточены в музее-заповеднике. Он организован 20 апреля 1920 года на основе художественных сокровищ Троице-Сергиевой лавры. Располагая большими богатствами, авторитетом, тесными связями с Москвой, монастырь привлекал для работы выдающихся зодчих, художников, мастеров прикладного искусства и книжного дела, возможно, заложивших здесь основы многих художественных ремесел. За 85 лет своего развития музей значительно пополнил свои коллекции, его фонды увеличились с 10 до 120 тыс. экспонатов. Сегодня этот уникальный музейный комплекс дает яркое представление о национальном своеобразии русской культуры, о бережном сохранении и творческом развитии лучших традиций прошлого в современном искусстве.
ДМИТРОВ
Музей-заповедник “Дмитровский кремль”.
Детский театр “Белоснежка”.
Дмитровский драматический театр “Большое гнездо”.
КЛИН
Государственный дом-музей П.И.Чайковского.
С именем великого русского композитора связаны четыре старинные усадьбы, располагающиеся на небольшом удалении друг от друга: Майданово — в северном районе города, Демьяново и Музей Чайковского — в южном, Фроловское — примыкает к южной границе города. Музейный комплекс дает представление о многосторонней деятельности композитора и современном ему музыкальном мире.
ИСТРА
Историко-архитектурный и художественный музей “Новый Иерусалим”.
Истринский муниципальный драмтеатр.
СОЛНЕЧНОГОРСК
Музей “Путевой дворец”
Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока.
Музей расположен в 20 км от Солнечногорска. Его центром является усадьба Шахматово, которую в 1874 году купил дед поэта, ученый, ботаник, ректор Санкт-Петербургского университета А.Н.Бекетов по совету друга и соседа Д.И.Менделеева. Блок приезжал в Шахматово в летние месяцы на протяжении 36 лет. Здесь поэтом было задумано и написано около 300 произведений. В 1921 году усадьба сгорела. В настоящее время восстановлены главный усадебный дом, флигель, постройки парадного двора, парк, усадебный пруд. Посетители заповедника могут увидеть сохранившуюся в первозданности природу Подмосковья, где рождались прекрасные стихи Блока.
Мытищинский р-н
Московский областной музей народных художественных промыслов (село Федоскино).
Мытищинский театр кукол “Огниво”.
Мытищинский театр драмы и комедии “ФЭСТ”.
Пушкинский р-н
Музей-усадьба “Мураново” имени Ф.И.Тютчева.
Этот уникальный памятник истории культуры XIX века не случайно пользуется славой “жемчужины русской усадебной культуры”, а его главный усадебный дом уже 160 лет имеет всемирно известное название “Дом поэтов”. Главный усадебный дом хранит память о Тютчеве, Аксакове, Гоголе, Давыдове и многих других выдающихся деятелях русской культуры.
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина.
Поэтической родиной Александра Сергеевича Пушкина называют подмосковные усадьбы Захарово и Вяземы — ведь здесь прошло детство юного Пушкина. Именно в этих местах, в подмосковной бабушкиной усадьбе Пушкин впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни. Приехав в эти места, можно не только побродить по тропинкам старинных парков, где гулял великий поэт, и подышать волшебным воздухом, но и дотронуться до немых свидетелей детства поэта — великолепных памятников архитектуры, которые объединены в целый дворцово-парковый ансамбль XVI—XIX веков.
КОРОЛЕВ
Мемориальный музей-квартира Марины Цветаевой в Болшеве.
ХИМКИ
Химкинский муниципальный драматический театр “Наш дом”.
Химкинский театр “Апрель”.
Красногорский р-н
Государственный музей-усадьба “Архангельское”.
Мемориальный музей немецких антифашистов.
ОДИНЦОВО
Театр песни Натальи Бондаревой.
ЗВЕНИГОРОД
Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.
Один из древнейших городов Московской земли широко известен архитектурным комплексом Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в 1398 году учеником преподобного Сергия Радонежского Саввой. Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря, окруженный мощной крепостной стеной с семью башнями, представлен редким образцом древнерусской архитектуры — белокаменным Рождественским собором (1405 год) с сохранившимися фресками XV века. Центральное место в собрании музея занимают около 300 произведений темперной живописи XVI—XIX веков.
Рузский р-н
Музей Зои Космодемьянской.
Ленинский р-н
Государственный исторический заповедник “Горки Ленинские”.
БАЛАШИХА
Детский музыкальный театр юного актера “Орфей”.
ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД
Музей истории русского платка и шали.
Подольский р-н
Государственный музей-усадьба “Остафьево” — “Русский Парнас”.
МУК “История усадьбы Щапово”.
Историко-мемориальный музей-заповедник “Подолье”.
Театр “Вечерний звон”.
Театр поэзии.
Детский музыкальный театр.
Чеховский р-н
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова в Мелихове.
В экспозицию музея входят главный усадебный дом, мемориальный флигель, большая садовая территория, школа, построенная Чеховым, музей писем. Спектр выставок постоянно меняется: от чеховской тематики до пушкинской, с привлечением экспонатов из фондов музея, а также с участием детских художественных студий.
СТУПИНО
Муниципальный театр “Откровение”.
ВОСКРЕСЕНСК
Театр ростовых кукол “Софит”.
Серпуховский р-н
Серпуховский историко-художественный музей.
Основной коллекцией музея являлось собрание местной фабрикантши Мараевой, национализированное в 1919 году. Оно состояло из произведений западноевропейской и русской живописи. В 20—30-е годы художественные ценности из закрытых в городе Высоцкого и Владычного монастырей и церквей района составили коллекцию древнерусского искусства.
Камерный молодежный театр “Зазеркалье”.
СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ
Мемориальный Дом-музей маршала Чуйкова.
Можайский р-н
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
НОГИНСК
Ногинский государственный драматический театр Московской области.
ЗАРАЙСК
Государственный историко-архитектурный, художественный и археологический музей “Зарайский кремль”.