С пробкой по жизни

Пристрастие к хмельному напитку занесло жителя Можайска в Книгу рекордов России

“Губит людей не пиво, губит людей вода”, — зажигательно напевал герой Вячеслава Невинного в популярной гайдаевской комедии. И в чем-то был, безусловно, прав. Каких только дифирамбов не слагали о древнем хмельном напитке! Легкий, раскрепощающий, живительный — список достоинств можно перечислять бесконечно. В нашей стране он так и вовсе переживает настоящий бум: истинные любители пива готовы на все не только ради его “содержания”, но и “формы”. Уникальную коллекцию пивной атрибутики собрал житель подмосковного Можайска Юрий Грищенков. Но на этом не остановился, решив поразить общественность своими изделиями на пивную тему.


Когда коллекционер открыл дверь своей скромной хрущевки, мы зажмурились от неожиданности — в глазах запестрело от разноцветных пивных пробок, не оставивших живого места на костюме “пивного человека”. Так Юра себя называет, тем самым обозначая свои горячие чувства к пиву и всему, что с ним связано. В его без ложной скромности огромнейшей коллекции сувениры, бокалы, подставки, открывашки и даже... трусы с веселеньким пивным рисунком. А еще пословицы, песни и анекдоты на пивную тему собственного сочинения. Одни альбомы с этикетками занимают целый шкаф.

— Нет, я все это не сам выпил, — смеясь, отбрыкивается Юра. — Иначе лопнул бы давно! На сбор коллекции ушли годы: менял, покупал, подбирал на улице, брал в подарок — пути самые разные.

Любовь к пенному напитку нечаянно нагрянула по Юрину душу, когда он зеленым юнцом приехал из провинциального Можайска учиться в столицу. Новые друзья стали регулярно зазывать 19-летнего студента Московского автомеханического института в пивной бар на перекрестке Столешникова переулка и Пушкинской улицы (ныне Б.Дмитровская), который в простонародье звался “Яма”. И пошло-поехало! Молодой человек, нереально положительный во всех отношениях, дотоле на дух не переносивший даже запаха пива, научился пить его литрами и закусывать креветками, которые в “Яме” продавались по смешной цене — 50 копеек за порцию. Советский пищепром диверсификацией продукции не радовал, поэтому коллекционер на всю жизнь запомнил, что пили только три сорта пива: “Жигулевское”, “Ячменный колос” и “Московское”. В “Яме” пиво продавалось из автоматов — за два “двугривенных” наливалась кружка.

— Оказалось, перейдя с пивом на “ты”, трудно в дальнейшем блюсти дистанцию. Уже в 2001 году я употребил более двенадцати 20-литровых канистр с пивом — это 460 бутылок в год! Я и сейчас выпиваю примерно 0,7 л пива в день и при этом прекрасно себя чувствую. Литературы про пиво прочитал предостаточно и прекрасно знаю, что в разумных дозах для организма оно полезно.


СПРАВКА МК:

За последние шесть лет потребление пива на душу населения в нашей стране возросло втрое. Если за 2001 год среднестатистический гражданин России выпивал 44 литра, то за 2003 год — 51 литр. В 2005 году эта цифра перевалила за 60 литров. Более того, мы стали на пиво тратить денег больше, чем на водку. Но, к сожалению, конкуренцию мировым стандартам россияне пока составить не могут. В одной Германии на человека в год приходится 170 литров пива.


Янтарный напиток окончательно покорил не только желудок Грищенкова, но и его сердце, когда в 1998 году тот побывал на самой крупной в стране выставке пива в Сочи. Разнообразие сортов и оттенков вкуса потрясло пивомана настолько, что он решил оставлять на память о каждом новом “знакомстве” пробку, сувенирчик или на худой конец “отмывашку”, т.е. этикетку, отмытую с выпитой бутылки. С годами знаков обоюдного внимания накопилось столько, что без должного упорядочения Юра рисковал закопаться в многочисленных пивных “связях”.

— На сегодняшний день у меня более 17 тысяч этикеток из 58 стран мира, — комментирует Юра, пока я, лупая глазами от удивления, разглядываю альбомы один за другим. — Самые старые датированы XIX веком — их я с трудом выменивал у коллекционеров-антикваров. Предпочтение отдаю отечественным маркам, не обижены у меня и Украина с Белоруссией. Гордость коллекции составляют этикетки родного Можайского пивзавода (он благополучно почил в бозе после антиалкогольного указа Горбачева).

Все этикетки разобраны по темам и пивзаводам. Есть даже на новогоднюю тематику или того глубже — с изображением зайцев, например. А вот и старое доброе советское пиво — знакомые этикетки “огурчиком”, за которые Юра был отмечен грамотой от специальной достойной комиссии. А названия — до чего ласкающие слух и романтичные: “Таежное”, “Мартовское”, “Бархатное”. Особенно умиляет аккуратно отпечатанная цена — 25 копеек. И маленькая уточняющая приписочка — без стоимости посуды. Дальше идут современные этикетки, на которых уже цену днем с огнем не сыщешь. И названия попадаются сплошь какие-то хулиганские, резкие: “Баламут”, “Толстяк”, “Холостяк”. Разве что краски радуют: сочные, яркие, зовущие. Эх, прямо слюнки потекли!

— Бывает, ночами напролет сижу, разбираю этикетки. Коллеги-коллекционеры по почте частенько присылают. Я в долгу не остаюсь.

По альбому, посвященному подмосковному пиву, можно смело изучать географию региона. Подольск, Одинцово, Сергиев Посад, Дубна — каких только городов нет в обширном списке. Даже если пиво выпускалось в области всего несколько месяцев, Юра спешит заполучить этикетку и положить в альбом. Хранятся у него даже невзрачные черно-белые этикетки с бочкового пива. Кстати, как утверждает коллекционер, самого качественного и его любимого.

— Разливное пиво более живое и вкусное. Мне, например, мой начальник на последний день рождения 30-литровую бочку пива презентовал — вот всем подаркам подарок. Бутылочное пиво рангом пониже, но все равно иногда попадается очень приличное. В жестяных банках вообще стараюсь не пить: его пастеризуют, и получается совсем не то. В основном пью отечественное пиво светлых сортов, благо их появилось много. И средней крепости — 4—5%, не больше. Впрочем, вкус пива меня интересует во второю очередь, в первую — атрибутика напитка. Заметил тенденцию: как только выходит новый сорт или марка — его стараются делать по всем правилам, выдержанным, вкусным. А потом начинают халтурить, качество заметно падает — ерунда, одним словом.

Пробки Юра для нас даже доставать не стал, лишь махнул рукой на необъятную коробку, высившуюся над шифоньером, которая если упадет, то убьет наверняка. Зато с удовольствием показал “экспозицию” пивных бокалов, не уступавшую количеством и разнообразием магазину чешского стекла. От занимавших всю стену разнокалиберных открывашек мы вообще еле оторвались. Каждую забавную финтифлюшку непременно хотелось покрутить в руках и попробовать в действии. Значки, ручки, календари, плакаты, сумки, приемники в виде пивных банок, бейсболки, футболки — через полчаса от вездесущей пивной тематики голова пошла кругом. Помогла ей в этом демонстрация Юриных сочинительских талантов:

Пива вкус отменный, самый он бесценный,

Он расслабит, снимет стресс и боль.

Хмельный, пенный, банный — он напиток главный.

Пиво — это есть моя любовь!

Вдохновенно продекламировав переделанный куплет из песни на музыку Пахмутовой, Юра душевно затянул:

Если б вы знали,

Если б вы знали,

Как тоскуют руки по бокалу...

Лишь одна пивная есть мечта —

Моего любимого пивка...

... и едва не пустился в пляс, попутно рассказывая, как снял на эту песню музыкальный клип с собственной персоной в главной роли. Пивной хит неоднократно крутили по можайскому телевидению. С телевидением у коллекционера вообще сложились теплые и взаимовыгодные, так сказать, отношения. Любит он показаться на публике, а заодно лишний раз продемонстрировать свою любовь к народному напитку. Наш герой триумфально прошелся практически по всем самым популярным игровым шоу-программам отечественного ТВ.

— В “Поле чудес” я отправил три пивных кроссворда и получил приглашение уже через месяц, в то время когда люди, говорят, по два года очереди ждут. Подаренную мной оригинальную открывашку Якубович положил не в общую “музейную” кучу, а тут же припрятал во внутренний карман пиджака.

В программе “Сам себе режиссер” любитель пива, прислав сюжет о себе, любимом, успешно выиграл телевизор. В “Угадай мелодию” выбился в финалисты, но под занавес не смог узнать песню с заявленных пяти нот. Но Юра не особо огорчился, поскольку приобрел много новых знакомых и пообщался со звездами. На пивных тусовках он никогда не стесняется засвидетельствовать свое почтение какой-нибудь знаменитости, в первую очередь поражая ее своим необычным костюмом.

— Над одной жилеткой три месяца корпел. К ней пришито 385 пробок 250 пивзаводов. Фуражку украшает 130 пробок. Если раньше мне приходилось каждый раз рассказывать о своем увлечении, то сейчас на выставках и тусовках простые люди и звезды сами обращают на меня внимание и подходят знакомиться. Пародист Песков так меня на свой концерт пригласил, на лучшие места посадил. Бывший ленинградский губернатор Яковлев растолкал свою охрану, лишь бы ко мне на выставке пробиться.

Благодаря своему костюму Юра сам стал знаменитостью и по приглашению побывал с экскурсиями почти на всех пивзаводах Москвы и отдельных — России. Особенно запомнился ему поход на пивзавод в Нальчике. Тамошнее пиво с московским не сравнить: вода намного вкуснее — вот и хмельной напиток выигрывает в качестве. Один из самых знаменитых столичных пивкомбинатов неоднократно доверял Грищенкову нести свой флаг впереди колонны на открытии ежегодного фестиваля пива в Лужниках. Несколько лет назад Юру торжественно приняли в Ассоциацию любителей пива, президент которой Павел Дейкун лично вручил ему членскую книжку. Более того, за оригинальный костюм информагентство ПАРИ удостоило коллекционера титула рекордсмена “Книги рекордов России” и “Книги пивных рекордов” в номинации “единственное в своем роде”. Вдохновившись успехом, он в придачу смастерил из пивных пробок шторы, поднос и футляр для бутылки.

Сейчас Грищенков вынашивает честолюбивый замысел показать свою коллекцию всему миру. Нет, речь идет не о телетрансляции из квартиры можайского уникума, а ни много ни мало… о создании музея пива в Москве. Юра вознамерился поразить соотечественников и иностранных туристов как своими экспонатами, так и собранными у таких же коллег по цеху. Причем он не рассчитывает ограничиваться одними грезами. Как человек рациональный и напористый, он смело написал свое предложение в московскую мэрию. И вскоре получил ответ, свидетельствующий, что чиновники призадумались. И в настоящее время ведут разговоры со столичными пивзаводами.

— Откровенно говоря, я мечтаю возглавить этот музей, а при нем открыть маленький пивзавод. Уверен — от посетителей отбоя не будет. А бюджет получит дополнительную прибыль, — как кот Матроскин, восхвалявший свою корову, мечтательно перечисляет выгоды будущего предприятия коллекционер. — За свою жизнь я успел посадить дерево, построить дом, воспитываю сына, который учится в школе. А кроме того, понял, что о своих талантах надо обязательно заявлять миру, и тогда своего добьешься.

Сразу видно, что человек привык произносить тосты. Осталось лишь добавить: “Так выпьем же за это!”. Ведь ничто так не согревает душу, как холодное пивко.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру